Все проиграли Шарону Израильские избиратели не поверили партиям, лишившимся Ариэля Шарона

Парламентские выборы, состоявшиеся в Израиле во вторник 28 марта, показали, что общество в значительной степени дезориентировано и не знает, в каком направлении ему двигаться дальше. Свидетельством тому стали рекордно низкая явка избирателей и провал партий, традиционно пользовавшихся наибольшей поддержкой израильтян.
В результате, проправительственная левоцентристская коалиция в Кнессете будет сформирована из четырех-пяти партий.

Главный итог выборов - победу все-таки одержала партия "Кадима", созданная бывшим премьер-министром Ариэлем Шароном специально для обеспечения поддержки его инициатив в Кнессете. В 120-местном парламенте представители этой партии займут 28 мест. У ближайших конкурентов из левой партии "Авода" всего 20 мест. Однако результат "Кадимы" вполне можно назвать провальным. В те времена, когда ее возглавлял лежащий сейчас в коме Шарон, ее рейтинг популярности превышал 45 процентов. Если бы выборы состоялись в конце прошлого года, руководители "Кадимы" могли бы даже рассчитывать на формирование однопартийного правительства. В нынешних же условиях Эхуду Ольмерту придется вести переговоры о формировании коалиции.

Сокрушительное поражение партии "Ликуд", которая получила лишь 11 мест в Кнессете, стало настоящим событием на прошедших выборах. Впервые за долгие годы эта партия заняла не первое или второе место, а была отброшена аж на пятое, пропустив вперед помимо "Кадимы" и лейбористов религиозную партию ШАС и ультранационалистов из партии "Наш дом - Израиль", которые получили 13 и 12 мест соответственно. Глава "Ликуда" Биньямин Нетаниягу признал разгром и объяснил его тем, что партии был нанесен жесточайший удар в конце 2005 года, когда ее покинул Ариэль Шарон. Вспоминать о том, что он сам саботировал все инициативы бывшего премьера, всячески препятствуя реализации плана премьера по уходу из Газы, нынешний лидер правых, конечно, не стал. Хотя именно из-за внутренней оппозиции Шарон был вынужден уйти из "Ликуда" и создать собственную партию.

Главный сюрприз на нынешних выборах преподнесли небольшие партии, о которых аналитики обычно вспоминают только во время формирования той или иной коалиции. Особенно всех удивила "Партия пенсионеров", которая смогла получить сразу семь мест в Кнессете. Для партии, сердцевиной программы которой является улучшение социального обеспечения пожилых граждан, результат оказался более чем неплохим. Эхуд Ольмерт и лидеры левой "Аводы" уже заявили, готовы принять "пенсионеров" в коалицию. В "Аводе" не скрывают, что в первую очередь намерены добиваться улучшения положения дел в социальной сфере, что, конечно, привлечет семерку "престарелых" депутатов в их лагерь.

Авигдор Либерман. Фото AFP

Авигдор Либерман. Фото AFP

Lenta.ru

Молдавский еврей Авигдор Либерман, глава националистической партии "Наш дом - Израиль", созданной репатриантами из бывшего СССР, так же, как и пенсионеры, празднует победу. Его партия, получившая 12 мест в Кнессете, сделала большой шаг вперед по сравнению с прошлыми выборами. Из этого Либерман уже сделал вывод, что в следующий раз "Наш дом - Израиль" сформирует правительство и станет во главе страны. Говоря о возможности своего участия в коалиции, Либерман выразил готовность к торгу, сказав, что "мы рассмотрим все предложения". Правда, он тут же принялся набивать себе цену, уточнив, что "от принципов своих мы не откажемся".

Избиратели религиозных партий ШАС, МАФДАЛ и "Яадут ха-Тора", как и всегда, проявили наибольшую сознательность. Явка среди них оказалась самой высокой. Благодаря тому, что многие сторонники других партий предпочли 28 марта заниматься своими повседневными делами, эти три политические силы показали очень высокие результаты, получив 13, 9 и 6 мест в парламенте соответственно.

Леволиберальная партия "Мерец", идеалом лидеров которой являются порядки вроде тех, что существуют в Голландии, получила в Кнессете 4 места, а три арабские партии будут представлены в парламенте в общей сложности десятью депутатами.

Общий расклад политических сил в нынешнем Кнессете оказался совсем не таким, как его предсказывали большинство социологических служб и аналитических центров. Главным фактором, смешавшим все карты энтузиастам политических прогнозов, стала рекордно низкая явка избирателей - всего 63,2 процента. Для Израиля, чье общество является одним из самых политизированных в мире, этот показатель катастрофически низок.

Объяснение этому явлению дают сами израильтяне. Многие говорят, что были готовы поддержать "Кадиму" и план мирного размежевания с палестинцами, который дает хоть какую-то надежду на установление мира на Ближнем Востоке. Но при этом отмечают, что хотели голосовать "за Ариэля Шарона, а не за его тень".

"Кадима", созданная в конце прошлого года, была задумана как партия, созданная для победы Шарона на грядущих досрочных выборах. Ее популярность держалась во многом именно на авторитете лидера, вся внутрипартийная система была "заточена" на поддержку Шарона. Он был не просто ее руководителем, но и знаменем, и программой. Признаваясь в поддержке "Кадимы", многие избиратели имели в виду не столько партию, сколько ее лидера. Шарон мог безо всякой иронии сказать, что "Кадима" - это я".

Эхуд Ольмерт, который занял место руководителя партии после того, как ее основатель попал в больницу с инсультом, и правда во многом проигрывает харизматичному "бульдозеру" Шарону. Наблюдатели как один говорят, что Ольмерту, несмотря на блестящий ум и образование, не хватает напористости и уверенности в себе, которой славился создатель партии. Ольмерт так и не смог показать обществу свою "хватку" и доказать, что занимает свое место по праву, а не просто "вышел на замену". А для Израиля, где роль лидера в политике исключительно важна, за это упущение приходится расплачиваться особенно дорого.

Ариэль Шарон. Фото AFP

Ариэль Шарон. Фото AFP

Lenta.ru

В результате неудачного (особенно для Шарона) стечения обстоятельств, "Кадима" набрала намного меньше мест в парламенте, чем рассчитывала. Ее лидеры, хотя и поздравляют друг друга с победой, все же отдают себе отчет в том, что новое правительство будет включать в себя министров из других партий.

Наиболее вероятным вариантом коалиции представляется союз "Кадимы", "Аводы", "Мереца", Партии пенсионеров и арабских блоков. В этом случае правительству будет обеспечено большинство в Кнессете - 62 депутата. Но преимущество в два голоса является достаточно шатким, поэтому, скорее всего, Ольмерт и его сторонники постараются заручиться поддержкой одной из правых или религиозных партий. Несмотря на то, что политические платформы израильских левых и правых различаются существенно, в политической истории этой страны уже бывали прецеденты, когда противоборствующие стороны объединялись. Тем более, что некоторые лидеры правых уже выразили заинтересованность в переговорах.

Однако достичь согласия с Либерманом или одной из иудаистских партий левым будет крайне непросто из-за того, что между ними существует принципиальное разногласие - план одностороннего размежевания, предложенный Шароном и взятый на вооружение его последователями.

Сторонники правых партий являются ярыми противниками вывода каких-либо поселений с арабских территорий, считая землю под ними своей. Религиозные партии, отстаивая свою позицию, при этом ссылаются не на что-нибудь, а на Тору, где есть прямое указание на то, что эта земля была отдана Богом евреям. Против этого довода Ольмерту будет непросто найти аргументы.

Сейчас перед лидерами "Кадимы" стоит задача более приземленная, но не менее сложная - распределение портфелей в будущем правительстве. Уже очевидно, что многие из тех, кому Ольмерт заранее, еще до выборов, пообещал посты в кабинете министров, останутся простыми депутатами, так как "Кадиме" придется поделиться с соратниками по будущей коалиции. Источники в партийном руководстве признали, что готовы отдать два ключевых министерства основным партнерам по коалиции - партии "Авода".

Сами лейбористы говорят о том, что потребуют отдать себе "побольше министерств, занимающихся внутренней политикой, влияющей на социальное обеспечение граждан". "Кадиме" будет очень непросто договориться с "Аводой" насчет окончательного распределения мест в правительстве, не "переплатив лишнего". Причина тому - известная всему Израилю неуступчивость лидера лейбористов Амира Перетца. Но сомневаться в том, что компромисс все же будет достигнут, не приходится.

Эхуд Ольмерт заявил, что планирует представить новый состав кабинета министров Израиля после пасхальных каникул, которые в этом году начинаются 12 апреля. Очевидно, что именно после обнародования персонального состава нового правительства его глава огласит программу, в соответствии которой страна будет строить свою внутреннюю политику и отношения с соседями и миром.

Эхуд Ольмерт. Фото AFP

Эхуд Ольмерт. Фото AFP

Lenta.ru

По сравнению с действующим кабинетом, новое руководство Израиля будет гораздо более левым: значительное внимание будет уделяться социальным программам, наверняка возрастут налоги на крупный бизнес.

Что касается отношений с палестинцами, то появляется реальный шанс на их улучшение. Новое правительство Палестинской автономии, несмотря на экстремистское прошлое, выражает готовность к диалогу и поиску путей мирного урегулирования ближневосточного конфликта. А израильские левые традиционно были намного более способны к достижению компромисса с арабами, нежели представители правых партий.

Таким образом, сложилась уникальная ситуация, когда обе стороны в этом противостоянии полны желания сдвинуть сложившуюся ситуацию с мертвой точки, готовы к некоторым компромиссам и располагают реальными рычагами влияния на ситуацию.

Глава палестинской автономии Махмуд Аббас, говоря о том, что достижение мира с Израилем возможно в течение одного года, возможно, был не так уж и не прав.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше