Численность российских чиновников год от года растет. Как сообщил "Росстат", только за 2005-й их стало больше сразу на 10,9 процента. Общее количество работников органов власти всех уровней достигло 1,462 миллиона человек. Совсем немного осталось до уровня "застойных" брежневских лет, когда количество управляющих страной составляло 1,755 миллиона. Правда, при Брежневе и страна была другая, под названием СССР. И населения у нее было почти в два раза больше.
История вопроса в XX веке
Николай II правил Российской империей при помощи аппарата в 430 тысяч человек. Закончил он, правда, плачевно, но вряд ли численность имперских чиновников имела к этому какое-то отношение.
В первые годы Советской России количество управленцев даже снизилось. При Ленине обходились тремястами тысяч так называемых "совслужащих". Впрочем, это произошло, скорее, не из-за стремления к разбрюрокрачиванию, а по причине банального отсутствия тех, кому можно было доверить управление. Члены старого, имперского аппарата частью были неблагонадежны, частью эмигрировали или затерялись в годы Гражданской войны и пропали для государственной службы.
Зато при Сталине, когда "кадры решали все", ситуация резко изменилась. К концу тридцатых годов в СССР было уже 1,837 миллиона госслужащих и аппаратчиков. В пересчете на количество населения - как раз столько, сколько в современной путинской России. У Иосифа Виссарионовича, однако, как бы к нему ни относиться, все-таки были вполне объективные причины для увеличения аппарата. Во-первых, управленцы были нужны для быстрой индустриализация страны. Во-вторых, время было предвоенное, и над большинством сфер жизни требовался строгий контроль.
Но это был пик - впоследствии советские граждане плодились и размножались, а численность управленцев понемногу снижалась. При Хрущеве их было 1,460 миллиона. К концу брежневской эпохи госаппарат достиг 1,755 миллиона, однако пропорционально выросло и население страны.
Что интересно, число чиновников резко подскочило в годы перестройки. Горбачев довел их количество до 2,390 миллиона человек. Причем сделано это было на фоне обострившейся борьбы против бюрократизма и "руководящей роли Коммунистической партии".
Вообще, советская система управления была двойной. Даже на муниципальном уровне деятельность горисполкомов могла дублироваться горкомами. Ну а Верховный Совет СССР был, по сути, лишь приложением к Политбюро ЦК КПСС. Поэтому, когда Советский Союз распадался, можно было надеяться: вот прогонят коммунистов, и сразу станет меньше бюрократии. Простая ликвидация системы партийных комитетов на всех уровнях должна была резко уменьшить количество чиновников.
Один чиновник на сто россиян
Альберт Демченко, серебряный медалист в санном спорте Завезли меня туда разок. Прямо с трассы, грязного всего. Я, вообще, себя очень неловко чувствовал там. Как может спортсмен, едва отдышавшийся, грязный, еще что-то есть и, тем более, пить. Немытый, небритый работяга, которого притащили на бал: "Вот, радуйся, посмотри, как мы все живем, отдыхаем".
Не тут-то было. В первые ельцинские годы чиновников, правда, осталось около миллиона. Но это уже была Россия с населением почти вдвое меньшим, чем у СССР. По сравнению с годами перестройки некоторый относительный спад произошел, но уровень "застоя" оказался для российской бюрократии недосягаемо низким. Власть сразу же начала прирастать кадрами, хотя поначалу и не очень быстро. К 2000 году в стране насчитывалось 1,163 миллиона управленцев.
Зато потом началось выстраивание "вертикали власти", и численность "слуг народа" полетела вверх чуть ли не быстрей инфляции. Триста тысяч человек влились в их стройные ряды всего за шесть лет. В среднем - по пятьдесят тысяч в год. Процесс, однако, был неравномерным и постоянно ускорялся - за прошлый год прибавилось сразу 143 тысячи человек.
Отдельные ведомства демонстрировали вообще феноменальный рост. Например, в Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному контролю еще в 2004 году работало 116 человек, а на конец 2005-го - 20469. Увеличение штатов в 176 раз за год внушает невольное уважение перед теми задачами, которые поставлены контролерам. Видимо, только так можно поставить заслон на пути зараженных птичьим гриппом куриных тушек, а также переполненных пестицидами бутылок молдавского и грузинского вина.
Вообще, все то, что получается в процессе "укрепления" и "усиления" властной структуры в стране, очень напоминает сильно ухудшенную версию той самой двойной советской системы. Доля федеральных чиновников в России превысила 52,5 процента. При этом не стоит думать, что "федералы" сидят лишь в Москве - они вполне спокойно работают в региональных аппаратах общегосударственных ведомств. Например, в Липецкой области с населением в 1,2 миллиона человек действуют 60 федеральных структур, в которых заняты около 12 тысяч чиновников. При этом многочисленные агентства и управления дублируют такие же, действующие уже от имени областной администрации.
И ведь чиновники не просто размножаются - они еще и богатеют. За тот же 2005-й год их доходы увеличились на 44,1 процента. Для сравнения - в среднем по России, народу которой, по идее, они служат, зарплата стала больше лишь на 21,3 процента. Ну а если пересчитать номинальный и реальный рост, учитывая инфляцию, получится более вопиющая картина - тридцать против девяти процентов.
А в перспективе, как еще год назад спрогнозировал профессор Академии госслужбы при президенте РФ Владимир Сулемов, численность госслужащих может достичь трех миллионов человек. У нас ведь как - если несколько структур чрезмерно раздулись и мешают друг другу, их не сокращают. Наоборот, добавляют новую - какой-нибудь координационный совет или комиссию по взаимодействию.
Ностальгия по черным "Волгам"
Премьер-министр Киргизии Феликс Кулов подписал постановление, согласно которому чиновники обязаны отмечать свои юбилеи "скромно, в рамках пристойности, без приглашения большого количества людей, забоя лошадей и крупного рогатого скота". Киргизские чиновники, официально зарабатывающие около 150 долларов в месяц, проводят торжества, средняя стоимость которых начинается от двух тысяч долларов. У Кулова уже не возникает вопросов, откуда деньги. Он просто требует не афишировать богатство.
Немудрено, что россияне уже начали ностальгировать по начальству советских времен. В конце прошлого года ВЦИОМ провел опрос, и выяснилось, что, по мнению 42 процентов респондентов, нынешние управленцы по сравнению с советскими стали гораздо хуже. Лишь 17 процентов убеждены в обратном (3-4 процента из которых, в условиях репрезентативной выборки, наверняка пришлись на самих чиновников и членов их семей).
Многие, в том числе и достаточно молодые люди, еще помнят "борьбу с привилегиями", на которой сделал себе карьеру Борис Ельцин. И могут сравнить, что имели чиновники тогда и что имеют сейчас. Пресловутая черная "Волга" была уделом достаточно крупной шишки, обычно не ниже секретаря горкома в крупном городе. Теперь же в дорогих иномарках раскатывает даже не первый, а четвертый этаж элиты. Какие-нибудь руководители отделов департаментов, входящих в определенной направленности блок (например, социальный) при правительстве той или иной области.
И простые граждане не верят чиновникам. Они считают, что нынешние управленцы некомпетентны, погрязли в коррупции и совершенно не интересуются нуждами народа. Ну а чиновничество продолжает расширяться. Причем, ничего не производя, живет оно за счет обычных налогоплательщиков.
На нашей шее.
Алексей Напылов