Когда до саммита "Большой восьмерки" оставались считанные часы, бодрые и веселые Джордж Буш и Владимир Путин вышли перед камеры журналистов. Можно было предположить, что последние разногласия между двумя сверхдержавами наконец-то улажены. На самом деле, нас не пустили ВТО.
Бешеная гонка за подписание российско-американского соглашения по ВТО началась в июне, когда готовящийся к отставке министр финансов США заявил, что его страна пустит Россию в организацию до саммита "Большой восьмерки". Тогда Греф опроверг слова Сноу, однако вскоре и сам заявил, что вступление в означенные сроки возможно.
Свою лепту в оптимистичный настрой российских переговорщиков внес советник президента США по национальной безопасности Стивен Хэдли, который хотя и заявил о намерениях Соединенных Штатов заключить соглашение до саммита, однако осторожно отметил, что не уверен в успехе переговоров. Уже 48 часов спустя о близком завершении переговоров отрапортовал министр финансов России Алексей Кудрин.
Вскоре в Москву вылетела новый торговый представитель США Сьюзан Шваб (Susan Schwab), которая и должна была совместно с главой Минэкономразвития Германом Грефом и Максимом Медведковым, главой российской делегации по вопросам присоединения к Всемирной торговой организации, поставить точку в этой тринадцатилетней эпопее.
Переговорщики не успели до 14 июля подписать документ и вскоре перебрались в Санкт-Петербург, поближе к саммиту. Когда в субботу Владимир Путин встретился со своим коллегой Джорджем Бушем, все ждали скорой развязки. И она наступила. Еще в ходе встречи президентов России и США Максим Медведков заявил журналистам, что протокол не будет подписан. К 17 часам дня в Санкт-Петербург слетелись все участники саммита, но это российских чиновников, надо думать, уже не радовало.
Медведков и Шваб
Глава российских переговорщиков заявил, что переговоры продлятся еще несколько недель. Он довольно мрачно отметил, что пока стороны не договорились по всему пакету вопросов, можно считать, что они не договорились ни по одной из проблем.
В свою очередь, торговый представитель США Сьюзан Шваб уточнила, что соглашение между двумя странами будет подписано в течение двух-трех месяцев. Она назвала оставшиеся несогласованными вопросы одними из самых сложных (интересно, что ее оценка этих вопросов не совпадает с оценкой Грефа), впрочем, признав, что за несколько дней непрерывных обсуждений стороны значительно продвинулись в переговорах.
Греф
Непосредственный начальник Медведкова был еще более категоричен. Он заявил, что переговоры с американцами должны завершиться до конца октября, а срок окончания многосторонних переговоров глава Минэкономразвития сдвинул к марту 2007 года. Называя сроки, он сослался на поручения президентов России и США и пожалел о том, что не удалось подписать документы до саммита.
Кроме того, он рассказал гораздо больше, чем Медведков и Сьюзан Шваб. По словам Грефа, российской делегации удалось снять с повестки дня вопрос о защите интеллектуальной собственности. Произнеся таинственное "Составлен некий план, в котором обозначены все ключевые позиции, под ними подведена черта, эти вопросы заморожены. Мы к ним больше возвращаться не будем", он добавил, что не согласовано лишь 4-5 незначительных вопросов.
Вскоре стал известен и один из вопросов, в самый ответственный момент затормозивших вступление России в ВТО. Как оказалось, Соединенные Штаты потребовали от России выдачи сертификата на поставку свинины и говядины без проверки системы ветеринарного контроля. Греф уточнил, что цена говяжьего вопроса составляет десятки миллионов долларов. Однако, несмотря на мелочность требований, российские делегаты сказали "нет" американскому мясу, напомнив Сюзан Шваб о двух случаях коровьего бешенства в США.
Ветеринарная тематика напомнила собравшимся и о пересмотре российско-грузинского соглашения о присоединении России к ВТО. Если 14 июля представители МЭРТ заявляли, что Грузия вряд ли сможет выйти из этого договора, так как на него не распространяются правила Венской конвенции о международных договорах, то теперь Греф подошел к вопросу с другой стороны.
Как известно, соглашение между Россией и Грузией подразумевало торговлю по правилам ВТО. По словам министра, если грузины по-прежнему хотят защищать свои вина и минводы от подделки и продавать их по правилам Всемирной торговой организации, они должны, напротив, ускорять присоединение России к ВТО.
Делаем ставки
Переговоры по ВТО в последнее время проходят так бурно, что ими впору заинтересоваться букмекерским конторам. Казалось бы, подписание документов к саммиту - дело верное и почти уже решенное. Однако и здесь на пути российских чиновников, которые никак не могут понять, когда страна вступит в ВТО, встали США и Грузия.
Конечно, можно долго ехидничать по тому поводу, что для американцев сотня контейнеров свинины оказалась важнее интеллектуальной собственности, или отпускать шутки о том, что Джон Сноу ушел в отставку, осознав свою ошибку в вопросе с ВТО, однако факт остается фактом.
Скорее всего, ни в октябре, ни в декабре Россия членом ВТО не станет. В конце концов, Греф сказал, что "мелких" вопросов 4 или 5, а для Шваб они - самые сложные.