Гибель рейса 612

Под Донецком разбился Ту-154, на борту которого находились 170 человек

В 15:37 по московскому времени во вторник, 22 августа, с радаров Харьковского диспетчерского центра исчез самолет Ту-154 российской авиакомпании "Пулковские авиалинии", который выполнял рейс номер 612 по маршруту Анапа - Санкт-Петербург. На борту лайнера находились 10 членов экипажа и 160 пассажиров, возвращающихся после отдыха на морском курорте. Среди них было много детей.

Спустя примерно час после вылета из Анапы самолету преградила путь мощная грозовая облачность над Донбассом. Командир экипажа решил обойти скопление облаков и получил разрешение отклониться от маршрута на 20 километров. Лайнер находился на высоте 11 тысяч 700 метров, когда с него поступили три сигнала SOS подряд. Спустя две минуты диспетчеры получили еще один сигнал SOS уже с высоты три километра, после чего связь с самолетом прервалась.

Ту-154 упал на изрезанное оврагами поле рядом с поселком Сухая Балка в 45 километрах к северо-западу от Донецка. Местные жители стали очевидцами катастрофы. Они рассказывали, что внезапно раздался страшный рев турбин и они увидели, как над поселком кружит большой пассажирский лайнер. Через несколько секунд он скрылся за горизонтом и раздался взрыв, который заснял на мобильный телефон один из жителей поселка. На этих кадрах видна сначала яркая вспышка, а потом с места падения повалил густой черный дым, который был виден за несколько километров, несмотря на пасмурную погоду.

По предварительным данным, опытные пилоты пытались посадить самолет на "брюхо", но найти ровную площадку не удалось, и на пересеченной местности лайнер стал разваливаться на части. При этом вспыхнули топливные баки, в которых оставалось керосина еще на несколько часов полета.

Украинские спасатели оперативно прибыли на место катастрофы, когда обломки Ту-154 еще горели. Спасать было уже некого, и им осталось только тушить пожар и приступить к поиску тел погибших. По большей части, максимальные размеры оставшихся фрагментов самолета не превышали двух метров. Кроме того, земля в районе падения оказалось полностью выжженной. Работы продолжались всю ночь при свете мощных прожекторов. К утру к украинским спасателям присоединились их коллеги из российского МЧС. Теперь для них главной задачей является собрать останки пассажиров и членов экипажа для их дальнейшей идентификации и захоронения, а также обломки самолета и бортовые самописцы, которые помогут установить причины катастрофы.

Как правило, большинство авиационных происшествий случаются при взлете и посадке, которые считаются самыми опасными этапами полета. Проблемы на большой высоте, когда самолет идет в "эшелоне" выбранным курсом, происходят редко. Обычно экипаж переключает управление лайнером в режим автоматического пилотирования и лишь наблюдает за показаниями приборов.

В этот же раз самолет потерял за две минуты почти восемь километров высоты. Сообщалось, что экипаж успел запросить аварийную посадку в аэропорту Донецка, но немного не дотянул до него. Несмотря на быструю потерю высоты, самолет все же не падал камнем. О том, что он садился плашмя, а не ткнулся носом в землю, говорят и показания очевидцев, и характер разброса обломков.

Специалисты теряются в догадках, что же могло стать причиной падения. Версия теракта была исключена практически сразу. Украинская сторона также сообщила, что в районе катастрофы не проводилось никаких военных маневров, очевидно памятуя о том, как в 2001 году зенитной ракетой во время учений сил украинской противовоздушной обороны был сбит над Черным морем Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Тель-Авива в Новосибирск.

Пока что большинство экспертов склонны списывать катастрофу на неблагоприятную погоду. Высказывались мнения о попадании лайнера в мощный турбулентный поток, которые часто возникают в зонах грозовой облачности, и о поражении самолета молнией. Однако сами же эксперты скептически оценивают эти предположения.

Все они отмечают, что Ту-154 является надежной машиной, которой не страшна никакая турбулентность. От попадания молнии современные самолеты также хорошо защищены. Единственную опасность могут представлять шаровые молнии, природа которых до сих пор остается загадкой для ученых. Теоретически такая молния могла вызвать пожар на борту лайнера или вывести из строя какие-либо жизненно важные системы.

Однако свидетели катастрофы утверждают, что когда лайнер Ту-154 пытался сесть, они не заметили никаких признаков пожара на борту. Также представляется странным, что экипаж, передав сигнал SOS и запросив срочную посадку в Донецке, ничего не сказал о характере аварийной ситуации.

Впрочем в 1984 году, как раз над Донецком, произошла очень редкая авария с Ту-134. Самолет попал в коридор между двумя грозовыми очагами и под воздействием мощных аэродинамических потоков полностью разрушился в воздухе.

В день катастрофы над Донбассом проходил холодный атмосферный фронт, вдоль которого образовались грозовые облака мощностью до 10-12 километров. В таких условиях пассажирским самолетам летать категорически запрещено. Но даже если учесть, что Ту-154 попал в такие сложные метеоусловия, корпус самолета, судя по всему, не имел серьезных повреждений до самой посадки.

Точно на данный момент известно только то, что разрушение фюзеляжа произошло при жесткой посадке, а не в воздухе. На такую посадку экипаж Ту-154, оснащенного тремя реактивными двигателями, мог решиться лишь при отказе всех трех агрегатов, поскольку лайнер способен лететь даже на одном из них.

Вариант технической неисправности также нельзя полностью сбрасывать со счетов. Как выяснилось, разбившийся Ту-154 был выпущен в начале 1990-х годов и продан в Китай, где использовался в течение десяти лет. В 2001 году лайнер приобрели "Пулковские авиалинии". Тогда же был произведен ремонт самолета. С тех пор он налетал свыше 9 тысяч часов.

В "Пулковских авиалиниях" заявляют, что самолет был полностью технически исправен, а командир экипажа Иван Корогодин был очень опытным пилотом с общим налетом свыше 9 тысяч часов. Он имел категорию допуска к управлению самолетом в любых погодных условиях.

Окончательные выводы о причинах катастрофы сделает госкомиссия, которую возглавил глава Минтранса России Игорь Левитин. На месте падения самолета уже найдены оба бортовых самописца, которые будут отправлены для расшифровки в Москву в Межгосударственный авиационный комитет вместе с обломками лайнера.

Между тем останки погибших пассажиров и членов экипажа будут доставлены в Донецк, где будет проводиться их опознание родственниками. Они уже начали прибывать с столицу Донбасса, где для них зарезервированы несколько гостиниц. Родным пассажиров и экипажа разбившегося лайнера придется сдать кровь для генетической экспертизы погибших, многих из которых опознать визуально невозможно.

Правительство Петербурга уже объявило о готовности выплатить по 100 тысяч рублей семьям погибших. Размер компенсаций со стороны авиакомпании, которой принадлежал Ту-154, пока не определен.

Тем временем на Украине 23 августа объявлено днем траура по жертвам авиакатастрофы. В связи с этим переносятся праздничные мероприятия, посвященные Дню независимости Украины. В России общенациональным траурным днем станет четверг, 24 августа.