Каспийское море - один из самых старых русских военно-морских театров. Россия вышла на берега Каспия в середине XVI века, после присоединения Астрахани. Выход к морю позволил России сосредоточить в своих руках всю торговлю с Персией и странами Средней Азии, которая шла по Волге и Каспию. Море неоднократно становилось театром военных действий в русско-персидских войнах. В XVII веке на Каспии активно действовали казачьи флотилии, совершавшие набеги на побережье Персии. Так, именно здесь начинал свою карьеру знаменитый донской атаман Степан Разин. Он, в частности, стал виновником гибели первого русского военного корабля "Орел", который должен был стать флагманом военной флотилии на Волге и Каспии. Подавление крестьянских восстаний, борьба за власть в России после смерти царя Федора Алексеевича, Северная война, войны с Турцией отодвинули создание регулярной флотилии на Каспии на несколько десятилетий.
История Каспийской флотилии
Русский регулярный флот появился на Каспии в 1722 году - именно с этого момента ведет отсчет своего существования Каспийская военная флотилия. Она взяла на себя защиту купеческих кораблей и побережья от пиратских нападений со стороны персидских и среднеазиатских разбойников. Главной базой флотилии стала Астрахань. В 1867 году главную базу перенесли в Баку.
Заштатный Каспий никогда не был престижным местом службы. Сюда отправляли офицеров, не имевших связей в высоких кругах, бесперспективных, либо провинившихся. Монотонную службу на замкнутом театре разнообразили лишь перевозки войск и грузов на восточное побережье в период присоединения к России ханств и эмиратов Средней Азии. Такое положение дел сохранялось до конца XIX века, когда на Каспии началась промышленная добыча нефти. С этого момента Каспийское море привлекло к себе внимание крупнейших держав мира.
Во время Гражданской войны в России утвердиться на Каспии пытались англичане, делавшие ставку на местное националистическое движение. В 1942 году к побережью Каспийского моря рвались танковые дивизии вермахта. Осенью 1942 года немцы даже создали штаб каспийской флотилии и отрядили для нее силы, которые планировали пустить в дело немедленно по достижении Махачкалы. Возможность появления немецких сил на Каспии обсуждалась на самом высоком уровне. Известно, среди прочего, разведывательное донесение, о котором Уинстон Черчилль сообщил в письме на имя Сталина 30 сентября 1942 года:
"Немцы уже назначили адмирала, которому будут поручены военно-морские операции на Каспийском море. Они избрали Махач-Калу в качестве своей главной военно-морской базы. Около 20 судов, включая итальянские подводные лодки, итальянские торпедные катера и тральщики, должны быть доставлены по железной дороге из Мариуполя на Каспий, как только будет открыта линия. Ввиду замерзания Азовского моря подводные лодки будут погружены до окончания строительства железнодорожной линии".
(цитируется по: "Переписка Председателя Совета министров СССР с Президентами США и Премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг., Москва, 1957, т. 1.).
Помимо приготовлений к возможным действиям немецких военно-морских сил, Каспийская флотилия во время Великой Отечественной войны выполняла широкий круг задач: обеспечение грузоперевозок, и прежде всего - перевозок нефти из Баку в Астрахань и Красноводск, обеспечение доставки грузов, поступающих по ленд-лизу из иранских портов на север, противовоздушная оборона транспортов на переходе морем. Канонерки и катера флотилии поддерживали огнем части Красной армии, защищавшие Сталинград.
После войны значение Каспийской флотилии вновь понизилось - юридический статус Каспия был утвержден договором с Ираном, и флотилия вновь превратилась в заштатное соединение. Ввиду удаленности от посторонних глаз, на полигонах флотилии регулярно проводили испытания новых видов вооружения, в частности - экранопланов.
Флотилия сегодня
После распада СССР политическая активность вокруг Каспийского моря резко возросла. Вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия обсуждается уже 15 лет. В процессе активно участвуют не только прикаспийские государства, но и заинтересованные страны ЕС, и, разумеется, США, объявившие регион "зоной жизненно важных интересов".
В этих условиях Каспийская флотилия приобретает большое значение, являясь той силой, которая способна поддержать ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
В силу замкнутости театра и отсутствия на море значительных военно-морских сил других стран основу Каспийской флотилии составляют корабли и катера 3-4 ранга.
Наиболее крупным кораблем Каспийской флотилии является корвет "Татарстан" проекта 11661, имеющий на вооружении противокорабельные ракеты "Уран", зенитно-ракетный комплекс "Оса", универсальную артустановку калибром 76 миллиметров и две 30-миллиметровые зенитные скорострельные установки. Также корвет имеет два торпедных аппарата, реактивные бомбометы и может ставить мины. Корвет вступил в строй в 2001 году. В 2007 году ожидается поступление еще одного корабля аналогичного проекта.
Кроме "Татарстана" противокорабельными ракетами оснащены четыре ракетных катера - один проекта 12411 и три проекта 206. Корвет и ракетные катера способны бороться с кораблями противника, его береговыми сооружениями, нефтяными платформами и располагают относительно мощным зенитным вооружением, составляя, в результате, основу боевой мощи флотилии. Кроме того, Каспийская флотилия располагает четырьмя тральщиками, обеспечивающими охрану главной базы - Астрахани.
Каспийская флотилия имеет на вооружении и суда на воздушной подушке - в общей сложности шесть десантных кораблей типа "Лебедь" и "Джейран", вооруженных зенитными скорострельными установками. Катера могут использоваться для высадки подразделений входящей в состав флотилии 77-й бригады морской пехоты.
Помимо кораблей и катеров Каспийской флотилии, на театре присутствуют также корветы и сторожевые катера погранвойск, которые при необходимости могут быть использованы в боевых действиях на море.
Ввиду значительного возраста большей части катеров флотилии, они должны быть списаны в течение ближайших 10 лет. За это время в состав флотилии планируется ввести не менее 10 малых артиллерийских кораблей проекта 21630. Кроме того, флотилия пополнится быстроходными сторожевыми катерами нескольких типов.
Сегодня Каспийская флотилия превосходит по своим возможностям военно-морские силы всех остальных прикаспийских государств вместе взятых, но это превосходство достаточно шаткое. ВМС Азербайджана и Туркмении регулярно пополняются подержанными катерами западной постройки, и для адекватного реагирования на любые возможные угрозы флотилия должна регулярно получать новые боевые единицы.
Илья Крамник