В России 1 сентября 2006 года вступили в действие поправки в закон "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 года. Символично, что это произошло в День знаний. На то, чтобы отечественные онлайновые mp3-магазины успели подготовиться к изменению законодательства, было отведено 2 года. Лента.ру посетила легальные музыкальные интернет-магазины, чтобы оценить последствия принятого под давлением ВТО закона.
В июле 2004 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон под номером 72, вносящий поправки в действовавший закон о защите авторских прав. С текстом поправок можно ознакомиться на сайте "Российской газеты". Дело в том, что в 1993 году в России об интернете мало кто слышал, и российские законодатели не особо приняли его во внимании при подготовке закона.
Дырой в отечественном законодательстве, существовавшей более десяти лет, воспользовались предприниматели. Закон позволял не заключать договор напрямую с правообладателем (например, с музыкантом или звукозаписывающей компанией), продавая через интернет музыкальные композиции, а просто отчислять часть полученных доходов организации по коллективному управлению правами авторов.
В результате, стоимость трека в отечественных онлайновых mp3-магазинах оказалась в десять раз меньше (10 центов), чем на зарубежных сайтах (99 центов), а российский интернет-магазин AllOfMP3.com стал настолько конкурентоспособным, что в мае уступал по количеству продаж только Apple iTunes Music Store.
Международная федерация производителей фонограмм (International Federation of the Phonographic Industry, IFPI), представляющая интересы западных рекорд-лейблов (Sony BMG, Universal, Warner Music, EMI и др.), в 2005 году безуспешно пыталась судиться с AllOfMP3.com. В апреле 2006 года сайт был упомянут в отчете о торговых барьерах (2006 National Trade Estimate Report on Foreign Trade Barriers, NTE), препятствующих России вступить в ВТО, а в июне заместитель представителя президента США на торговых переговорах Виктория Эпсинел даже заявила, что закрытие российского сайта AllOfMP3.com, торгующего миллионами mp3 без разрешения правообладателей, является ключевым условием принятия России в ВТО.
Что изменили
Под давлением ВТО России, желающей вступить в эту организацию, пришлось два года назад изменить законодательство о защите авторских прав, но четыре поправки вступили в силу лишь 1 сентября 2006 года. Изменения, которые придержали на 2 года, внесли в статьи 16 (Имущественные права), 37 (Права исполнителя), 38 (Права производителя фонограмм), наделив последних исключительными правами на распространение музыкальных записей через интернет. Правда, законодатели сформулировали это так, что без пол-литра не поймешь. Так, в тексте закона публикацию файла в формате .mp3 на общедоступном сервере заменили на возможность "сообщать фонограмму для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".
Четвертая поправка касается статьи 39 (Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя), действие которой распространили на "сообщение фонограммы для всеобщего сведения в интерактивном режиме из любого места". Эта статья предполагает выплату вознаграждения правообладателю. Нарушение закона карается тюремным сроком до 5 лет.
Как будут действовать правоохранительные органы, пока не ясно. Поправки в законодательство вступили в действие, отныне можно закрывать сайты, торгующие mp3 в нарушение авторских прав, но каким образом будет проверяться наличие договора (на сайте обычно продаются музыкальные композиции десятков тысяч исполнителей) и каким образом будут закрываться интернет-магазины, владельцы которых находятся либо за рубежом, либо являются подставными лицами (спившимися бомжами, которым за бутылку водки было предложено стать генеральным директором компании), не понятно. Как взыскать ущерб и смогут ли наши власти закрыть сайт, который хостится в какой-нибудь банановой республике, покажет практика.
Почему так долго
Формальное объяснение, почему поправки вступили в силу спустя два года после подписания закона, очень простое: отечественные интернет-магазины должны были успеть подготовиться к изменению законодательства. Действительно, чтобы заключить договоры с музыкантами и звукозаписывающими компаниями, интернет-магазинам требуется время. И, кроме того, Россию все равно не особо спешат принимать в ВТО, претензия к закону об авторских правах является не единственной из выдвигаемых нашей стране, а менять собственное законодательство мгновенно по требованию других стран великой державе негоже.
Музыкальные интернет-магазины подготовились. Во-первых, за три месяца до сентября в России почти одновременно открылись два онлайновых музыкальных магазина, объявивших себя полностью легальными и заключающими прямые договоры с правообладателями. Презентация AudioFind состоялась 31 мая в Москве, Yanga! - в первых числах июня в Санкт-Петербурге, причем каждый назвал себя первым легальным онлайн-магазином цифровой музыки в России, решив, видимо, что дорога из Санкт-Петербурга в Москву занимает так много времени, что никто и не заметит. При этом оба магазина сотрудничают с одной и той же западной компанией The Orchard, которая и заключает договоры с правообладателями.
Во-вторых, владельцы AllOfMP3.com 6 июня 2006 года заявили, что с января текущего года сайт заключает прямые договоры с правообладателями и авторами музыкальных произведений, увеличивая цены на произведения и перечисляя авторские вознаграждения непосредственно авторам и студиям звукозаписи.
Примерно за месяц до 1 сентября музыкальные интернет-магазины стали заваливать по электронной почте редакции крупных изданий своими пресс-релизами, сообщающими о "последней возможности дешево купить mp3". Лето закончилось, цены в отечественных интернет-магазинах остались на уровне 20-30 центов за один трек.
De facto
За всеми сообщениями в СМИ, радостно рапортующими о появлении первых легальных музыкальных интернет-магазинов в Росиии, легко не заметить одну деталь - скудный ассортимент, хуже, чем на советских прилавках.
Для примера возьмем последние британские и американские чарты. На первых трех строчках USA Top 100 находятся дебютный альбом квинтета Danity Kane с одноименным названием, группа Outkast с "Idlewild" и последний альбом Кристины Агилеры (Christina Aguilera) "Back To Basics".
Ни на AudioFind, ни на Yanga!, рекламой которой завешана половина Москвы, нет ни одного из этих исполнителей, не то что их последних альбомов. Это означает, что про крупнейший в мире американский рынок можно с чистой совестью забыть. Зачем России нужен неконкурентоспособный на мировом рынке бизнес, не понятно.
С британским музыкальным чартом та же история. В обоих первых легальных российских интернет-магазинах нет ни одного альбома, занимающего первые строчки в музыкальных рейтингах Великобритании. Прощай, туманный Альбион, а вместе с ним и новые поступления в российский бюджет.
На обоих сайтах нет даже ни одного альбома Земфиры. Что сделает человек, желающий купить понравившуюся ему музыку? Правильно - пойдет туда, где ее можно купить, в тот же iTunes или любой другой интернет-магазин, при этом наполняться будет либо бюджет США, либо какого-нибудь другого государства. Хотя скорее дефицит предложения музыки в легальных интернет-магазинах отправит отечественного пользователя либо в файлообменные сети, где ее можно скачать бесплатно, либо на ближайший рынок, где без проблем можно найти любого исполнителя. Зато формально правительство теперь может заявить, что в Рунете авторские права соблюдаются.
Владимир Борзыкин