Новости партнеров

Иствуд против Иствуда

Голливудская ассоциация иностранных журналистов проголосовала за раздвоение личностей

С момента объявления номинантов на премию Голливудской ассоциации иностранных журналистов, именуемую в народе "Золотой глобус", расстановка сил на кинематографическом фронте перед решающим сражением за Оскар становится совершенно ясной. И дело даже не в предопределенности списка будущих обладателей золотой статуэтки. Просто "Золотой глобус" - это последний "предоскаровский" штаб, который может выдвинуть на передовую совершенно неожиданных и сильных бойцов.

Судить об объективности этого эксклюзивного клуба, в который входят несколько десятков фрилансеров, довольно сложно. Ассоциация неоднократно подвергалась критике за свою закрытость и подверженность влиянию со стороны крупнейших игроков на кинорынке. Слишком уж часто ее участников можно видеть на всевозможных торжественных приемах, которые устраивают кинокомпании для продвижения своих фильмов.

Так, за пару недель до окончания голосования боссы 20th-Century Fox Джим Джианопулус (Jim Gianopulos) и Том Ротман (Tom Rothman) принимали иностранных журналистов у себя в имениях, где отмечался успех фильма "Дьявол носит Prada" и красовался перед гостями не измученный комплексами Борат Сагдиев. Известный продюсер Харви Вайнштейн также не пожелал отстать от своих коллег и устроил аккурат перед дедлайном вечеринку для членов ассоциации на Манхэттане. А, как известно, гражданин Вайнштейн был ответственен за фильм о Роберте Кеннеди "Бобби", который был прохладно встречен критикой и почти не замечен зрителями.

Конечно, все эти похождения еще не означают тотальной коррупции среди иностранной пишущей братии в Голливуде. Ну испытывают журналисты слабость к хорошим коктейлям в обществе кинематографических знаменитостей, так кто же свободен от такой слабости? Главное в другом. Ассоциация финансируется почти исключительно за счет средств, которые она получает от продажи прав на трансляцию церемонии вручения своих наград, а значит, она кровно заинтересована в поддержании повышенного интереса к этому шоу, которого можно добиться лишь нетривиальными решениями. Например, в распределении номинаций.

Надо сказать, что в этом году ассоциация справилась с этой задачей на все "пять". Более интересного списка претендентов иностранные журналисты не представляли очень давно. Чего стоят сразу две номинации того же Бората, который представлен в категориях "лучшая комедия или мюзикл" и "лучший актер" там же. При всем уважении к творчеству Саши Барона Коэна, примерившего на себя личину казахского журналиста и ставшего настоящим открытием уходящего года, ожидать такой прыти было трудно.

Но здесь дело вряд ли объясняется лишь количеством выпитых на приемах 20th-Century Fox коктейлей. Скорее всего, падкие на сенсации и всяческие пикантные подробности журналисты просто выполнили свой профессиональный долг, отметив заслуги одного из главных ньюсмейкеров киноиндустрии. Теперь будет очень забавно, если полудокументальные исследования Бората американской культуры попадут в любую из оскаровских номинаций. Забавно даже не для самого Бората, а для тех стран, где этот фильм тактично "не рекомендован к прокату".

Еще одним примечательным решением ассоциации стоит считать двукратное упоминание в актерской и режиссерской категориях двух игроков высшей голливудской лиги: Леонардо ди Каприо и Клинта Иствуда. Так, Лео удостоился номинаций за участие в фильмах "Отступники" и "Кровавый алмаз", а Иствуд за две серии своего циклопического проекта, посвященного битве за Иводзиму.

С Иствудом, который был до этого отмечен номинациями почти всех профессиональных гильдий, все понятно. Действительно оригинальный проект, представляющий два совершенно разных взгляда на одно и тоже важное историческое событие, заслуживал бы награды даже без учета его кинематографической ценности. Но с последним у Иствуда всегда все было в порядке, поэтому его двойная номинация - ни в коем случае не дань уважения к сединам и былым заслугам.

С оказавшемся в этой же категории Мартином Скорсезе все сложнее. Стоит отметить, что этот уважаемый и несомненно заслуженный человек превратился в заложника довольно печальной традиции - при максимуме номинаций получать минимум наград или не получать их вообще. В этом году его гангстерская драма "Отступники" претендует сразу на шесть "Золотых глобусов", то есть лишь на один меньше, чем у лидера - фильма "Вавилон". Предсказать судьбу каждой из этих номинаций практически невозможно, слишком сильны соперники и слишком крепка традиция.

Что же касается упоминавшегося уже ди Каприо, то двойная ставка на него, скорее всего, является недвусмысленным вызовом Американской киноакадемии, которая исправно игнорирует усилия Лео в деле получения заветного Оскара. Академики однажды уже проигнорировали отмеченного журналистами "Авиатора", теперь же им будет это сделать в два раза труднее даже в том случае, если обе номинации на "Золотой глобус" окажутся для ди Каприо нереализованными. А поспособствовать этому может, пожалуй, лишь Форест Уитакер, сыгравший главную роль в "Последнем короле Шотландии".

С главной женской номинацией за "лучшую роль в драме" все очевидно. Там безраздельно царит Хелен Миррен с "Королевой". Проигрыш ее почти также невозможен, как падение британской монархии. И это при том, что конкуренцию ей составляют действительно грозные соперницы вроде Джуди Денч и Кейт Уинслет.

Пожалуй, самую главную интригу голливудские журналисты заложили в категорию "лучший фильм на иностранном языке". Здесь, как нигде, проявился тот самый оригинальный подход, который позволяет до сих пор членам ассоциации жить безбедно и шляться по званным вечеринкам и пресс-показам. В категории оказались сразу две абсолютно американские ленты, произведенные американскими компаниями, снятые американскими режиссерами преимущественно на американской же земле. Речь идет о "Письмах с Иводзимы" Иствуда и "Апокалипсисе" Мела Гибсона.

Ассоциация посчитала, что того факта, что большую часть фильмов герои говорят не по-английски вполне достаточно, чтобы определить их именно в эту категорию. Причем, картина Иствуда представляет в ней... Японию. В то же время "прозорливость" иностранной пишущей братии почему-то не коснулась фаворита нынешней гонки - фильм "Вавилон", действие которого происходит на территории нескольких стран, и значительную часть реплик которого произносят совсем не носители английского.

Определить явного лидера здесь не представляется возможным и в силу довольно странного выбора ассоциации, и в силу присутствия совершенно темных лошадок, вроде немецкого фильма "Жизнь иных", повествующего об ужасах восточногерманской разведки.

Ну, и теперь о главном. Как уже неоднократно говорилось выше, фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту получил семь номинаций на "Золотой глобус", включая "лучший драматический фильм" и "лучшую режиссуру". Картина, которая была выпущена в ограниченный прокат, и не удостоилась особых похвал от критики, посвящена модной нынче теме межкультурного непонимания. Супружеская пара в исполнении Брэда Питта и Кейт Бланшет направляется в отпуск в Марокко и после случайного огнестрельного ранения главной героини оказывается вовлеченной в череду событий, связывающих многих людей в разных уголках земного шара, которые не понимают, да и не испытывают особого желания понимать друг друга.

Кассовые сборы этой душераздирающей истории составили всего 18 миллионов долларов. И хотя этот показатель не является абсолютным мерилом ценности фильма, он наглядно демонстрирует зрительский интерес к подобным произведениям. Тем не менее, у "Вавилона" есть все шансы стать лучшей драматической картиной года, поскольку тема его должна быть крайне близка сути Голливудской ассоциации иностранных журналистов, которая сама по себе является эдаким локальным Вавилоном.

Брэд Питт удостоился номинации за роль второго плана, и, вероятнее всего, это наиболее справедливый реверанс в сторону "Вавилона". К тому же, Питт получал свой первый и единственный "Золотой глобус" очень давно - в 95-м году за "12 обезьян". Так что ему вполне можно вручить очередную награду за многолетние старания.

В целом ассоциация четко выполнила свое предназначение - заинтриговала зрительскую массу наиболее неординарным выбором из всех, которые были сделаны в этом году причисляющими себя к киноиндустрии организациями. Смотреть за тем, как Иствуд будет бороться с Иствудом, ди Каприо будет противостоять сам себе, а Борат Сагдиев состязаться с Джонни Деппом, захотят все. А следовательно, в грядущем 2007 году средств на коктейли и отливку "Золотых глобусов" снова хватит.

Рудольфо Валентино

Культура00:0211 сентября

«Это результат цензуры, больше ничего»

Главный российский художник научился выживать при тоталитаризме. Но уехал в США
23:2818 сентября