24 января газета The Daily Telegraph со ссылкой на неназванных представителей европейских спецслужб сообщила о том, что Северная Корея оказывает Ирану помощь в подготовке подземного ядерного взрыва - аналогичного тому, который был проведен в КНДР в октябре 2006 года. Похожие сведения появлялись и ранее и давно перестали кого-либо удивлять. Однако на фоне явных успехов северокорейских атомщиков самая обычная "угроза" атомного взрыва на Ближнем Востоке может стать поводом для ужесточения нападок на Иран. Более того, ее могут воспринять как информационную подготовку к последующему воздушному удару по иранским ядерным объектам.
По сведениям британской газеты, Иран и Северная Корея заключили секретное соглашение, которое предусматривает обмен технической информацией. Другими словами, иранские ученые получат данные о типе и устройстве бомбы (в октябре прошлого года северокорейцы взорвали плутониевый заряд мощностью до 15 килотонн), результаты ее подрыва и все замеры, что позволит упростить производство собственного заряда и избежать просчетов в подготовке испытаний (после взрыва специалисты КНДР признали, что его сила превысила расчетную).
В сообщении подчеркивается, что сотрудничество двух стран в ядерной сфере будет исключительно информационным, поскольку передать друг другу какие-либо материалы затруднительно. Санкции, введенные Совбезом ООН в отношении Северной Кореи в октябре, предусматривают досмотр всех грузов, которые вывозятся и ввозятся в страну. А доступ Ирана к северокорейским ядерным материалам постараются закрыть спецслужбы США и Израиля.
Кстати, юридически КНДР ничто не мешает передавать ядерные технологии своему союзнику по "оси зла", так как Пхеньян вышел из Договора о нераспространении ядерного оружия еще в 2003 года. Несколько иная ситуация с Ираном, который в данном случае встает перед выбором. Несмотря на многочисленные угрозы властей страны пересмотреть свое отношение к этому документу, иранцы продолжают де-юре придерживаться принципов договора. Но приняв помощь Северной Кореи, они пойдут на открытое нарушение принципов Договора и соответственно дезавуируют прежние заявления о мирном характере своей ядерной программы (используя этот тезис можно было вполне справедливо ссылаться на дискриминационное применение положений Договора о нераспространении). А это развяжет руки противников Тегерана и, наоборот, поставит в сложное положение дружественные ему страны.
Однако, как отмечает издание, Иран фактически готов пойти на этот крайний шаг. В КНДР во время ядерных испытаний якобы уже присутствовала группа иранских ученых. Известно, что раньше военные Ирана были постоянными участниками ракетных пусков в Северной Корее. Сотрудники европейских спецслужб заявили, что благодаря "прорыву" в ядерных технологиях северокорейцев иранцы смогут значительно ускорить создание собственной атомной бомбы. В частности, по их сведениям, в течение ближайших 12 месяцев Иран при поддержке КНДР проведет подземный ядерный взрыв, использовав маломощный заряд. Место испытаний не уточняется, однако не исключено, что они пройдут в горной местности, где деятельность иранских военных будет менее заметна для иностранных спутников-шпионов.
Из этого сообщения можно сделать несколько выводов. Во-первых, если сотрудничество Ирана и Северной Кореи в ядерной сфере будет проходить исключительно в информационном ключе, то это означает, что иранцы уже располагают необходимыми материалами для создания атомной бомбы. Действительно, в конце 2006 года президент Махмуд Ахмадинеджад заявил, что иранским ученым удалось получить низкообогащенный уран. Для создания полноценной атомной бомбы такой материал не подходит. Но в тоже время на ядерном объекте в Натанце заработал каскад из трех тысяч центрифуг, которые позволяют обогатить уран до величин, необходимых при использовании в оружейной отрасли. Во-вторых, спецслужбы назвали предполагаемые сроки испытаний заряда. По прежним прогнозам, Иран должен был взорвать свою первую атомную бомбу еще в конце прошлого года, однако в этом его опередила Северная Корея, от которой вообще ничего подобного не ждали. Более того, сведения о сроках испытаний расходятся с недавними словами главы израильской разведки "Моссад" генерала Меира Дагана, который заявил, что если иранская ядерная программа будет развиваться сегодняшними темпами, то Иран создаст свою первую атомную бомбу через три-четыре года.
Кстати, это не первое сообщение о "тесном сотрудничестве" Ирана и КНДР. В августе 2006 года отмечалось, что Северная Корея вместе с иранцами создает баллистическую ракету дальнего радиуса действия Taepodong-2, которая теоретически способна поразить цели на континентальной части США. Правда, первые испытания, проведенные пятого июля 2006 года, завершились неудачно - ракета разрушилась в воздухе примерно через 30-40 секунд полета. Taepodong-2 строилась как средство доставки ядерных зарядов, однако, как отмечали эксперты, атомный заряд, взорванный в КНДР осенью, не мог быть установлен в боеголовку ракеты из-за слишком больших размеров. Исходя из этого, можно предположить, что иранцы с северокорейцами и ранее координировали работу в ядерной сфере, поскольку им это делать ничто не мешало. Поэтому появление очередной "информации от спецслужб" именно в данный момент было, очевидно, неслучайным.
2006-й, конечно, не стал "годом прорыва" для Ирана в сравнении с Северной Кореей - иранцы не провели собственных испытаний, да и наладить промышленное производство урана тоже не получилось. Однако очевидно, что Тегеран изначально преследовал несколько иные цели, намереваясь скорее шантажировать мировое сообщество своей "ядерной программой", нежели собираясь действительно создать атомную бомбу. Санкции Совбеза ООН, введенные в декабре, были мягкими и не воспринимались иранскими властями всерьез. Более того, Ахмадинеджад начал проявлять "излишнюю самостоятельность", предлагая соседним арабским странам ядерные разработки для развития мирного атома. Все это явно не понравилось противникам Ирана, которым невыгодно снижать напряженность вокруг этой страны.
На этом фоне становятся вполне понятными мотивы последних действий США в регионе. Напомним, в конце января текущего года американцы направили в Персидский залив вторую по счету авианосную группу. Заместитель госсекретаря по политическим вопросам Николас Бернс тогда прямо заявил, что "это предупредительная мера, рассчитанная на то, чтобы Иран оставил свои попытки доминировать в регионе". Любопытно в этой связи и недавнее заявление израильских властей. Заместитель генерального директора Комиссии по атомной энергии Ариэль Левит назвал Израиль "пороговым" государством, то есть способным разработать собственное ядерное оружие. Ранее премьер-министра Эхуд Ольмерт сказал еще более определенно: "Мы никогда не угрожали другим странам уничтожением. Иран открыто и публично угрожает стереть Израиль с карты мира. Можно ли после этого поставить Иран, добивающийся обладания ядерным оружием, в один ряд с Францией, Америкой, Россией и Израилем?" Надо отметить, что израильтяне обычно не говорили о ядерном потенциале страны, которая официально не входит в "ядерный клуб", а использовали более обтекаемую формулировку: "Израиль не станет первой страной в регионе, которая создаст ядерное оружие". Сейчас получается, что такой страной неизбежно должен стать Иран.
Руслан Кадрматов