В Министерстве образования РФ 1 февраля состоялось заседание специальной министерской коллегии, на котором рассматривались вопросы, относящиеся к разработке и утверждению макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Представленная концепция образовательных стандартов третьего поколения, как оказалось, предусматривает кардинальные, системные изменения в сфере высшего профессионального образования. В идеале, планируется привести образовательные стандарты в соответствие с требованиями рынка труда, а также гармонизировать их с общеевропейским стандартами в рамках так называемой Болонской декларации, к которой Россия присоединилась к 1993 году.
То, что предложено…
Для достижения намеченных целей планируется провести ряд реформ. Прежде всего, министерский проект предусматривает ведение двухуровневой системы обучения и подготовки студентов по европейскому образцу. Начальная ступень - "бакалавриат" продолжительностью в четыре года, будет обязательна для всех студентов. Вторая "элитная" ступень - двухгодичная магистратура, куда смогут поступить те, кто захочет углубить полученные знания.
При этом особенно отмечается, что "бакалавриат" и магистратура рассматриваются как самостоятельные, полноценные образовательные уровни. Иными словами, студент сможет выйти из университета уже после получения степени бакалавра, имея статус человека с высшим образованием. Его не будут рассматривать как недоучку, который не прошел в магистратуру. По аналогии со старой, "советской" системой образования "бакалавриат" можно уподобить пятилетнему курсу обязательного обучения в вузе, а магистратуру - аспирантуре.
Но кроме этого, для обучения по ряду специальностей предлагается сохранить непрерывный цикл обучения, свойственный старой, привычной схеме подготовки "дипломированных специалистов" - иначе "специалитет". Прежде всего, это касается врачей и инженеров. В этом случае после четырех "бакалаврских" лет студент сможет получить лишь справку о незаконченном высшем образовании, а полноценный диплом - только по окончании всего цикла обучения.
Планируется также ввести дополнительную аттестацию студентов, так называемую систему "зачетных единиц", или credit system, как она именуется на Западе. По окончании обучения вместе с дипломом студенту будет выдано "Приложение" (Diploma Supplement), в котором будет указанна сумма баллов - "кредитов" - которые он сумел набрать за время обучения. "Кредиты" в зависимости от уровня подготовки будут начисляться по лекциям и семинарам, которые посетил студент, и должны отражать "трудоемкость" обучения.
Помимо "кредитов" степень подготовки молодых специалистов будет также оцениваться по набору неких "компетенций" - профессиональных навыков. К определению их перечня будут привлечены представители бизнеса.
На заседании коллегии был также затронут вопрос о самостоятельности вузов. Предполагается, что, согласно новому стандарту, учебные циклы будут делиться на базовые, или федеральные, обязательные для соблюдения, и вариативные, или профильные, набор и наименование которых будет зависеть от самого вузов.
…не ново
Сразу же следует оговориться, что рассмотренные на заседании коллегии новые образовательные стандарты в области высшего профессионального образования не носят рекомендательного характера, как этом может показаться на первый взгляд. Это вполне конкретная программа действий в условиях, когда, по мысли чиновников из министерства образования, необходимы скорейшие меры по улучшению положения в российских вузах.
Сам министр образования РФ Андрей Фурсенко, во всяком случае, настроен весьма решительно. По его словам, современное качество высшего образования не устраивает "ни тех, кто учит, ни тех, кто потом получает готового специалиста", поэтому вся система "должна сильно меняться". Он считает, что вступление в силу новых стандартов должно быть осуществлено уже к 2010 году, в рамках общего полномасштабного запуска Болонского процесса.
Выдвинутые предложения не новы. Инициатива ввести двухступенчатую систему высшего образования содержится уже в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)", представленный на рассмотрение Госдумы в 2005 году.
По сути, предполагалось создать даже не двухуровневую, а "многоуровневую" систему, где "бакалавриат" должен был стать базовой ступенью высшего образования, над которой должны были стоять "магистратура" и "специалитет". При этом срок обучения в магистратуре должен был составлять два года, в "специалитете" - один. В аспирантуры мог поступить только тот, кто закончил либо "специалитет", либо магистратуру. При этом для "бакалавриата", магистратуры или аспирантуры предусматривались в каждом случае отдельные экзамены. Словом, предложенная схема очень напоминала простое механическое наложение старой системы образования на новую "двухуровневую".
Насколько новые образовательные стандарты, рассмотренные на заседании согласуются с выдвинутым ранее проектом, сказать сложно. На первый взгляд, они тяготеют к большей унификации, рассматривая, с одной стороны, "бакалавриат" и "магистратуру", а с другой - "специалитет", а не так как было в законопроекте: "бакалавриат + магистратура" или "бакалавриат" + "специалитет". В любом случае, двойственность остается.
…и не оригинально
Министерство образования, которое выступает за столь сложную и плохо согласованную конструкцию, мотивирует это, прежде всего, тем, что уровень высшего образования не отвечает экономическим потребностям страны в новом веке. Слишком много выпускников работает не по специальности, слишком много денег тратится на их обучение и так далее. В качестве дополнительного аргумента указывается на то, что Россия должна интегрироваться в общеевропейскую систему образования - Болонский процесс.
Может показаться, что предложенные меры действительно являются компромиссным вариантом, плодом многочисленных усилий чиновников, призванным помирить старое и новое, и поэтому в нем неизбежны шероховатости. Однако при ближайшем рассмотрении это не так. Для этого достаточно взять Болонскую декларацию и обратить внимание на шесть ее ключевых положений.
Положение № 2 предусматривает "введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора".
Положение № 3 говорит о "внедрении европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов)".
Это, как ни странно, и есть основные элементы так называемого макета Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Таким образом, предлагаемая министерством образования РФ двухуровневая система высшего профессионального образования и система "кредитов" являются чисто механическим перенесением "болонской схемы" на российскую действительность. Другими словами, стремление реформировать высшее образование обусловлено не внутренними причинами, а скорее внешними - желанием унифицировать российскую и европейскую образовательные системы.
Немого нелепо, как если бы Россия ввела у себя одну из европейских конституций целиком. Интеграция, разумеется, важна, но не менее важна цена, которую придется за это платить. Как заявил в этой связи ректор МГУ Виктор Садовничий: "Противников интеграции системы образования России в международное образовательное пространство нет. Но есть разница в подходах к ее осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы образования России".
Кроме того, обеспечение столь желаемой мобильности студентов и профессорского состава потребует многих финансовых затрат. Ни для кого не секрет, что зарплата российских преподавателей вузов мала, а сами вузы бедны. Между тем, для отправки или приглашения специалиста требуется немало средств. Не всякий российский институт может выплачивать преподавателю из Европы его ежемесячное жалование в несколько тысяч евро. Наконец, унификация степеней еще не означает унификации программ обучения. А они в России и европейских странах значительно отличаются. Их гармонизация - дело достаточно сложное и трудоемкое.
... и не столь уж доходно
Но может быть, присоединение к Болонской программе только следствие, а причина лежит в экономике. Рыночная модель экономики предполагает рыночно ориентированное образование. У Запада в этой области гораздо больше опыта, чем у нас. Поэтому перенять западную систему высшего образования вполне логично.Андрей Фурсенко настойчиво выступает за сближение бизнеса и образования. Работодатели, по его мнению, должны принимать участие в подготовке требуемых им специалистов. Планируется создать сеть негосударственных организаций нового типа, где бы работодатели смогли участвовать в прогнозировании потребностей в кадрах и в формировании перечня специальностей.
Со своей стороны, "двухуровневая" система как нельзя лучше подходит к изменениям на рынке труда, так как не создает "узконаправленных" специалистов. По словам заместителя директора департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки РФ Нелли Родиной, "сейчас невыгодно готовить "узких" специалистов в стенах вуза, поэтому введение широкой бакалаврской программы с последующей специализацией в магистратуре или на производстве будет больше соответствовать быстро меняющемуся рынку труда".
При этом сам ультралиберальный посыл о том, что направление и уровень образования должны определяться рыночными отношениями, под вопрос не ставится. Между тем, концепция образования предполагает не только овладение профессиональными навыками, но и развитие личности в целом. Некоторые знания предназначены исключительно для "внутреннего потребления". Есть области знаний и науки, которые не имеют прямого отношения к рынку и не представляют собой инструмента для извлечения сиюминутной прибыли, что, впрочем, не делает их менее значимыми. Собственно профессии политика нет, и никто вас в качестве такового не наймет, но политика тем не менее существует, как существуют и сами политики, и политологи, и предмет политология.
Кроме того, рынок меняется настолько быстро, что те специалисты, которые требуются сейчас, завтра уже могут оказаться не нужны. То есть бизнес, который планируют привлечь к определению "компетенций", должен будет предоставить молодым специалистам гарантии, что их не уволят по истечении года с работы.
Разумеется, предприниматели знают, кто им нужен. Но не факт, что им известно о направлениях науки, которые представляют действительную ценность и в будущем могут служить основанием для создания совершенно новых секторов экономики.
Если суммировать сказанное, получается, что предлагаемые министерством новые стандарты высшего образования грозят потрясти всю систему российского высшего образования в целом, при том, что причины для проведения такой полномасштабной реформы совсем не очевидны. В принципе, беда высшего образования не в том, что многие из выпускников вузов работают не по специальности, а в том, что государство не создает никаких условий для такой работы, а все больше задается вопросом: "Может, в консерватории, что-то подправить?"
Алексей Демьянов