2 апреля исполнилось 25 лет со дня начала вооруженного конфликта между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские, или Мальвинские острова. Конфликт, который враждующие стороны никогда официально не признавали войной, длился 74 дня с 2 апреля по 14 июня 1982 года, когда аргентинские войска капитулировали в Форте Стенли, столице Фолклендов. С обеих сторон погибло более 900 человек: 258 британцев и 650 аргентинцев. В годовщину памятных событий в Великобритании и Аргентине будут проведены торжественные мероприятия. Однако вместо того, чтобы стать символом примирения, они, как ни странно, показывают, что спустя 25 лет, противоречия так же свежи как в начале боевых действий.
Выкупить прошлое
Великобритания пригласила официальных аргентинских лиц и родственников погибших в боевых действиях аргентинских солдат принять участие в торжествах. Министр иностранных дел Маргарет Бекетт (Margaret Beckett) выразила "непреходящее сожаление" по поводу гибели солдат с обеих сторон и заявила о стремлении Великобритании поддерживать конструктивные отношения с Аргентиной. Он также заявила, что аргентинцы могут провести памятную церемонию непосредственно на Фолклендах, на территории кладбища аргентинских военнослужащих в городе Дарвин. Однако президент Аргентины Нестор Кирхнер (Nestor Kirchner) это предложение отверг. Вместо этого 2 апреля он решил демонстративно отправиться на мыс Патагония - это самая близкая к Фолклендам часть суши, принадлежащая Аргентине.
Более того, накануне годовщины Фолклендского кризиса Аргентина в одностороннем порядке разорвала соглашение с Великобританией о совместной разработке нефтяных месторождений на шельфе Фолклендских островов и объявила о введении санкций против нефтедобывающих компаний, которые будут продолжать работу на спорной территории. Министр иностранных дел Аргентины Хорхе Тайана (Jorge Taiana) 2 апреля обвинил Великобританию в "высокомерии" за отказ выполнить "международные требования" и начать переговоры по урегулированию фолклендского вопроса. Он заявил, что праздничные мероприятия, которые пройдут в Великобритании, являются не поминовением жертв конфликта, а военным парадом победителей.
Многовековая битва за камни
Впрочем, претензии тех или иных государств на Фолкленды сами по себе уже стали традицией. По некоторым данным, эти продуваемые ветрами каменистые острова площадью 12 170 квадратных километров были открыты еще в начале XVI века мореплавателем Америго Веспуччи. Позднее Фолкленды, а также расположенные рядом Южные Сэндвичивы острова, вновь и вновь "открывались" другими мореплавателями: испанцем Эстебаном Гомесом, англичанами Джоном Дэвисом и Джоном Стронгом, знаменитым Куком - приставшим к острову Южная Георгия, и не менее знаменитым французом Луи-Антуаном де Бугенвиллем. Все они подплывали к островам с разных сторон, но неизменно объявляли новые территории собственностью своих государств и порой основывали поселения.
Таким образом Фолкленды постоянно переходили из рук в руки. С 1713 года по Утрехтскому договору они находились под властью Испании, однако англичане и французы продолжали селиться на них de facto. В 1767 году французы передали свое поселение Форт Сен-Луи испанцам, в 1770 году испанцы выдавили с острова англичан, и до начала XIX века острова, получившие название Мальвинских, имели статус испанской колонии. После обретения Аргентиной независимости в 1816 году молодое государство заявило на острова свои права и в 1828 году назначило туда губернатора. Потом между Аргентиной и США произошел конфликт, в результате которого американцы на военном корабле "Лексингтон" разбомбили укрепления фортов, пожгли дома, арестовали десяток поселенцев и объявили острова свободными от всякой власти вообще. Неразберихой воспользовалась Великобритания, которая в 1833 году прибрала "бесхозные" земли, и как оказалось в этот раз, надолго.
Аргентина, разумеется, никогда не оставляла претензий на Фолкленды, однако открыто решилась поставить этот вопрос только в 60-х годах XX века, когда во всем мире начал стремительно разворачиваться процесс деколонизации. Аргентинцы попытались действовать через ООН: им удалось добиться принятия резолюций 1514 и 2065, в которых предлагалось решить вопрос о спорных остовах путем переговоров. Как знать, может британцам и аргентинцам удалось бы до чего-нибудь договориться, но в 1976 году в Аргентине произошел военный переворот и к власти пришла хунта.
Генералы и полковники смотрели на Фолкленды бесхитростно и по-военному. Более того, постоянно ухудшающееся экономическое положение в стране, массовые репрессии, жертвами которых стали, по некоторым данным, около 30 тысяч человек, нарастание недовольства, нестабильность в самих верхах, где золотопогонные "триумвираты" сменяли один другой - все это подталкивало политическое и военное руководство Аргентины во главе с Леопольдо Галтиери (Leopoldo Galtieri) к старой как мир идее о "маленькой победоносной войне", которая, как это часто бывает в таких случаях, обернулась большим унизительным поражением.
Впрочем, решение силой отбить Фолкленды имело не только политический подтекст. К тому времени на островном шельфе уже были обнаружены запасы нефти, которые, по мнению ряда экспертов, в 13 раз превышали нефтяные запасы Северного моря. Кроме того, Фолклендские острова имеют важное стратегическое положение, так как дают возможность контролировать морские пути из Атлантического в Тихий океан. В частности, значение островов для британского военного флота явно проявилось во время Первой и Второй мировых войн. Неудивительно поэтому, что Великобритания не собиралась отказываться от островов.
Боевые действия
19 марта 1982 года аргентинские спецназовцы из подразделения боевых пловцов "Бузо тактике", проникнув на остров Южная Георгия в гражданской одежде под видом аргентинских рабочих, организовали провокацию для того, чтобы у Аргентины появился "легальный" повод для начала интервенции на Фолкленды. Аргентинские рабочие подняли национальный флаг, после чего на Южную Георгию был отправлен на корабле отряд из 23 британских морских пехотинцев из фолклендского гарнизона, которым было приказано спустить флаг и не дать разрастись мятежу.
В ответ Аргентина "вступилась" за своих граждан. 2 апреля на Фолклендские острова был высажен десант. Аргентинский спецназ захватил наблюдательный пункт, контролирующий подходы к столице Форту Стенли, городской аэродром, военно-морской штаб, почту и радиостанцию, потом осадил резиденцию губернатора Рекса Ханта (Rex Hunt). Завязалась жесткая перестрелка, в ходе которой был убит командир спецназа. В тот же день губернатор, видя, что оказался в безвыходном положении, приказал своим солдатам сложить оружие.
5 апреля Великобритания направила на Фолкленды ударное авианосное соединение в составе двух авианосцев "Гермес" (HMS Hermes) и "Инвинсибл" (HMS Invincible), десантного корабля "Бесстрашный" (HMS Fearless), трех атомных подводных лодок, а также кораблей сопровождения. Всего в южную Атлантику отправилось 28 тысяч человек и 110 кораблей, 50 из которых были реквизированы из коммерческого сектора, в том числе океанский лайнер "Канберра" и "Куин Элизабет II".
Первой задачей британского флота стало овладение островом Южная Георгия. 21 апреля парашютисты элитного десантного подразделения SAS предприняли попытку высадится на остров. Однако операция осложнялась плохими погодными условиями: в южном полушарии апрель знаменует начало осени. Из-за ледяного ветра, скорость которого достигала 80 километров в час, сносившего палатки и продувавшего людей насквозь, SAS вынуждены были эвакуироваться. Кроме того, попав в снежную метель, разбились два вертолета.
Потом операцию пришлось прервать, так как поступило предупреждение, что район прибыла одна из двух аргентинских подводных лодок постройки времен Второй мировой войны - "Санта Фе". Ее обнаружили и атаковали 25 апреля. "Санта Фе" получила серьезные повреждения и не могла погружаться. Команда высадилась на Южную Георгию. В тот же день британцы предприняли штурм и овладели островом. После этого ВМФ Великобритании начали морскую блокаду островов, установив вокруг Фолклендов "запретную зону" шириной 320 километров.
Одновременно с 1 мая по 12 июня была предпринята серия из шести воздушных бомбардировок военных и стратегических объектов на самих Фолклендах, получившая название "Black Buck raids". В них приняли участие бомбардировщики Авро "Вулкан", дислоцированные на острове Вознесения.
Авро "Вулкан" разрабатывались как бомбардировщики средней дальности для действий в Европе. Чтобы долететь до Фолклендов, им необходимо было совершить пять дозаправок и еще одну дозаправку на обратном пути. Для этих целей были привлечены одиннадцать воздушных танкеров Хендли-Пейдж "Виктор". В результате бомбардировщики пролетели до цели и обратно 13000 километров. Главными мишенями авиаударов были аэродром Порт Стенли, единственный из трех фолклендских аэродромов с бетонированной ВПП, радар "Скайгард" и позиции аргентинских частей.
2 мая британская подводная лодка "Конкверор" (HMS Conqueror) потопила аргентинский крейсер "Генерал Бельграно" (ARA General Belgrano) - бывший американский "Феникс" (USS Phoenix), который в свое время пережил атаку японцев на Перл-Харбор. При этом погибло, по разным данным от 323 до 368 членов команды, что составило почти половину аргентинских потерь за весь конфликт. После этого аргентинский флот ушел из района боевых действий в порты, где оставался до конца конфликта.
Теперь основной упор аргентинское командование сделало на авиацию. Несмотря на то, что самолетам приходилось летать с территории Аргентины и горючего не хватало, чтобы после атак на корабли вступать в воздушный бой и выдерживать натиск британской корабельной авиации, эти налеты нанесли значительный вред ВМФ Великобритании. В частности обнаружилась, что британские корабли не обладают достаточной боевой живучестью. В целом потери могли бы быть еще большими, однако из-за того, что аргентинцы атаковали, как правило, с малых высот, взрыватели не успевали встать на боевой взвод, и бомбы не срабатывали. Проблемы со срабатыванием обнаружились также у противокорабельных ракет "Экзосет".
Так, 4 мая истребитель французского производства "Супер Этандар" аргентинских ВВС, оснащенный противокорабельной ракетой "Экзосет", подойдя на малой высоте, атаковал и вывел из строя британский эсминец "Шеффилд" (HMS Sheffield). Погибли 20 человек команды и еще 24 получили ранения. "Шеффилд" был оставлен экипажем и горел шесть дней пока, наконец, не затонул 10 мая. 21 мая были схожим способом потоплены британские корабли "Ардент" и "Антилоуп", а 25 мая транспорт "Атлантик Конвэйр" доставивший к театру военных действий транспортные вертолеты "Чинук". Последнее явилось тяжелым ударом для британцев.
Тем не менее 21 мая они высадили десант на северном побережье восточных Фолклендов в бухте Сан Карлос и оборудовали плацдарм для дальнейших операций. 27 и 28 мая произошло сражение около городов Дарвин и Гуз Грин, в ходе которого погибли 17 британских и 55 аргентинских солдат и еще 1050 аргентинцев были взяты в плен.
С 28 по 31 мая боевые действия велись уже в относительной близости от Форта Стенли на возвышенности Маунт Кент. Это была своеобразная война спецназов, где с аргентинской стороны действовали 601-я рота спецназа национальной жандармерии и 602-я рота коммандос, а с британской - парашютисты SAS (Специальный авиадесантный отряд ВВС), морской спецназ SBS (Специальный морской десантный отряд ВМФ) и специальное подразделение по боевым действиям в условиях севера (Mountain and Arctic Warfare Cadre). Наконец, 11 июня началось сражение за Порт Стенли, которое закончилось 14 июня капитуляцией аргентинских войск, в плен попали 9800 аргентинцев.
После войны и сегодня
Фолкледский кризис имел серьезные последствия для обеих сторон, но, прежде всего, для Аргентины. Поражение еще больше расшатало позиции хунты и ускорило ее падение. В результате выборов 30 октября 1983 года Леопольдо Галтиери был вынужден подать в отставку. Более того, как пишет The Times, была поколеблена сама идея об эффективности деятельности военных диктатур во всех странах Латинской Америки.
Напротив в Великобритании победа на Фолклендах укрепила позиции Маргарет Тэтчер: в 1983 году консерваторы выиграли выборы в парламент и получили возможность еще раз сформировать правительство. Однако война, которая стоила Великобритании 1,6 миллиардов фунтов, подняла закономерные вопросы об эффективности организации военных кампаний на удаленных театрах военных действий. Кроме того, вооруженный конфликт заставил британское руководство обратить пристальное внимание на ситуацию на самих Фолклендских островах.
До кризиса основное занятие населения, потомков ссыльных и каторжан из Шотландии и Англии, состояло преимущественно в овцеводстве. По большому счету, острова представляли из себя гигантскую овцеферму, где население - "келперы" по названию водорослей растущих в прибрежных водах - выступало в качестве наемных рабочих. Более ста лет вся экономическая деятельность контролировалась Falkland Islands Co. При этом островитяне не только не являлись собственниками земли, которую они были вынуждены арендовать у владельцев из метрополии, но даже не были гражданами Великобритании.
После конфликта правительство предоставило жителям островов британское гражданство. Метрополия разрешила местным властям установить вокруг островов 320 километровую экономическую зону, что дало мощный толчок развитию рыболовства на острове. Сегодня Фолкленды один из мировых лидеров по ловле кальмара. Годовой оборот от рыболовецких промыслов составляет 88 миллионов долларов и приносит в казну доходов на 66 миллионов долларов. Благодаря этому на Фолклендах самый высокий уровень дохода на душу населения - 50 тысяч долларов в год. Была отменена монополия Falkland Islands Co. Большие поместья были проданы мелкими участками местным жителям, что также способствовало развитию экономики.
Как следствие возросла численность населения островов с 1600 человек до 2500 человек. Более того, как и в Европе, приток новых мигрантов уже порождает очевидные трения между ними и "коренным" населением. На острова прибыло много чилийцев, жителей Филиппин, идет активное переселение с других островов.
Жизнь островитянам портит только позиция Аргентины, которая, даже поменяв режим с военной диктатуры на демократию, так и не отказалась от претензий на Фолкленды. "Мы все еще чувствуем, как над нами угрожающе нависают их требования, - заявила Леона Робертс (Leona Roberts), куратор местного музея. - Пока так будет продолжаться, сложно чувствовать что-то иное кроме горечи и раздражения".
Приезжающее в ее музей аргентинцы оставляют в книге отзывов патриотические надписи на испанском из серии "Мальвины наши". Газеты, выходящие в Буэнос-Айресе, регулярно содержат прогнозы погоды "на Мальвинских островах". "Для нас это вопрос национальной идентичности, которая в свое время просто была извращена диктаторским режимом", - заявил один аргентинский ветеран, которому в 1982 году было 18 лет. Аргентинцам беспрепятственно разрешают посещать кладбище своих солдат около города Гус Грин. Там покоятся около 230 военнослужащих. Более чем на половине могил нет имен, а вместо этого стоит надпись "Аргентинский солдат, известный только Богу". При этом некоторые семьи отказались перевозить с островов прах своих родственников, считая, что они покоятся в аргентинской земле.
Еще в этой "аргентинской" земле до сих пор находится около 18000 мин, расставленных самими аргентинцами. Минные поля, отмеченные знаками, занимают большие участки побережья и пастбищ. Аргентина все еще торгуется с Великобританией по поводу своего вклада в финансирование работ по разминированию.
Словом, продолжает борьбу за Фолкленды.
Алексей Демьянов