Виновник нашего блаженства

События недели 20 — 27 апреля

Вся наступающая неделя получится сплошь музыкальная. Самым ожидаемым ее событием станет премьера в Большом театре "Бориса Годунова" в постановке Александра Сокурова. Кроме того, Геннадий Рождественский завершит премьерный цикл "Скандинавская триада", а Владимир Спиваков продирижирует Шестой ("Трагической") симфонией Густава Малера.

20 - 21 апреля

Государственный биологический музей имени Тимирязева устраивает в своих стенах для детей Фестиваль увлекательной науки. Школьникам там предстоит взвешивать слона, сидеть на гвоздях, стоять на лампочке и проделывать другие увлекательные штуки. Позабывшим физику взрослым должно быть тоже интересно.

21 апреля

Малеровский проект Национального филармонического оркестра и Владимира Спивакова близится к финалу: в Большом зале консерватории прозвучит Шестая симфония, получившая подзаголовок "Трагическая". Примечательно, что разные дирижеры выбирают разный порядок исполнения двух средних частей симфонии: одни предпочитают сначала анданте, а потом скерцо (Лорин Маазель, Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл), вторые - наоборот, то есть скерцо-анданте (Герберт фон Караян, Георг Шолти, Пьер Булез). Интересно, какую последовательность выберет Спиваков.

Фестиваль старинной музыки "Антиквариум" действует ныне инъекциями и приглашает интересных исполнителей раз в пару месяцев. В этот раз столицу навестит известный британский контратенор Пол Эссвуд, которому предложено поучаствовать в камерном концерте "Инновация - имитация" в Школе драматического искусства. Звучать будут произведения английских и итальянских композиторов XVII-XVIII веков: Перселла, Доуленда, Генделя, Каччини, Марчелло.

21 - 27 апреля

Центр Мейерхольда устраивает у себя неделю камерных спектаклей из Петербурга. В столицу приедут постановки "Девочка и спички" (Театральная мастерская "АСБ"), "Малыш" (Театр-студия Санкт-Петербургского государственного университета), "Кроткая" (Театр "Особняк").

22 и 27 апреля

В Большом зале консерватории Геннадий Рождественский проведет два вечера из своего проекта "Скандинавская триада" (Григ был первым, теперь - Сибелиус и Нильсен). Все произведения исполняются в России впервые, в том числе кантата Сибелиуса "По случаю коронации Николая II". Маэстро сопровождает концерты собственными комментариями.

23 апреля

В Большом зале консерватории состоится один из главных вечеров Пасхального фестиваля: симфонический оркестр Мариинки исполнит три произведения Игоря Стравинского. Речь идет об опере-оратории "Царь Эдип", кантате для мужского хора и оркестра "Звездоликий" (на стихи Бальмонта) и концерта для фортепиано и духовых. Солировать приглашен Александр Торадзе, с которым Валерий Гергиев давно и успешно сотрудничает.

25 апреля

Большой симфонический оркестр под управлением Владимира Федосеева в содружестве с Питтсбургским фортепианным трио играют в Большом зале консерватории редкую программу, составленную из музыки русских композиторов-эмигрантов - Павла Юона, Александра Черепнина и Сергея Рахманинова (Вторую симфонию).

Александр Филиппенко и ансамбль солистов "Эрмитаж" устраивают прекрасное: спектакль в Камерном зале Дома музыки под названием "Триумф художественного вкуса". Прославленный актер будет читать прозу Михаила Зощенко, стихи Юрия Левитанского и Бориса Пастернака под музыку Моцарта, Шостаковича и "берлинского" Баха - Карла Филиппа Эммануила, сына Иоганна Себастьяна.

Удивительное совпадение: в Малом зале консерватории в этот же вечер стихи будет читать маэстро Геннадий Рождественский под фортепианный аккомпанемент Виктории Постниковой.

25 - 27 апреля

Большой театр, весьма ограниченный в возможностях маневра из-за закрытия своего основного здания, представляет долгожданную премьеру оперы Мусоргского "Борис Годунов" в постановке Александра Сокурова. Что касается музыкальной части, то консультанты театра выбрали первый вариант второй авторской редакции (самый полный из возможных). Какое режиссерское решение нашел киноклассик, нам предстоит увидеть. Предыдущая оперная премьера Большого - "Евгений Онегин" - сопровождалась изрядным скандалом и ссорой театра с Галиной Вишневской. Надо полагать, что близкий друг Галины Павловны Сокуров не позволит себе вольностей, которые могут вновь огорчить гранд-даму отечественной музыкальной сцены. А получится ли спектакль строгим неоклассическим монументом, мы скоро узнаем

27 апреля

Джуллиардский струнный квартет, один из лучших камерных ансамблей США, выступит в Камерном зале Дома музыки с программой из произведений Моцарта (квартеты 428 и 465 - "Диссонантный") и Шуберта ("Смерть и дева").

Юлия Штутина