Полковник воздушно-десантных войск и, что немаловажно, президент Венесуэлы Уго Чавес решил прекратить членство своей страны в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Тем самым Венесуэла окажется в одной компании с Кубой, Северной Кореей, Андоррой, Монако и Лихтенштейном, которые состоят в ООН, но услугами знаменитых финансовых институтов не пользуются.
Выступая в эфире венесуэльского телевидения, ярый антиамериканец Уго Чавес обвинил эти организации в том, что они "эксплуатируют небольшие государства" и являются "инструментом североамериканского империализма".
Он объяснил свое решение просто: "Нам больше не нужно обращаться ни к кому в Вашингтоне - ни к МВФ, ни ко Всемирному банку". Действительно, страна уже погасила свои долги перед этими организациями.
С МВФ венесуэльцы рассчитались еще в 1999 году, а последние 8 миллионов долларов (по другим данным – 52 миллиона) Всемирному банку заплатили недавно. По крайней мере, Чавес заявил о том, что страна полностью погасила долг банку в середине апреля, уточнив, что в 1998 году он составлял 3 миллиарда долларов. Последние выплаты приурочили к 13 апреля, к пяти годам со дня, когда был восстановлен конституционный порядок после неудачной попытки государственного переворота, предпринятой противниками Чавеса.
Справедливости ради надо сказать, что Венесуэла не расплатилась со всеми долгами – внешний долг страны, по данным справочника ЦРУ на 2006 год, составлял 35,63 миллиарда долларов. Доля американских кредиторов в этой задолженности неизвестна.
В апрельской речи президента Чавеса кроется и настоящая причина решения порвать с МВФ и Всемирным банком. Он напомнил тогда, что Венесуэла превратилась из вечного должника в финансовый центр и державу, которая поддерживает другие страны.
Действительно, на кону стоят не несколько миллионов долларов, а титул основного кредитора Латинской Америки. В ситуации, когда Всемирный банк возглавляет Пол Вулфовиц, бывший замминистра обороны США, власти Венесуэлы не могут позволить связать страны региона вашингтонскими обязательствами.
Поэтому Чавес пытается заменить Вулфовица собой, тем более что Венесуэла является одним из крупнейших экспортеров нефти в мире. Нефтяные доходы полковника Чавеса обернулись займом в полтора миллиарда долларов для Боливии. Еще 2,5 миллиарда получила Аргентина, а полмиллиарда – дружественный Эквадор, которому грозит дефолт по зарубежным долгам размером в 10 миллиардов долларов.
Эти страны уже готовы последовать примеру Чавеса. Эквадор, расплатившийся с МВФ, попросил представителя Всемирного банка покинуть страну.
Аргентина также заплатила МВФ миллиарды долларов. У нее отдельные счеты к МВФ – власти страны считают, что именно МВФ довел страну до дефолта в 2001 году.
К ним присоединилась такая страна, как Никарагуа – местный президент Даниэль Ортега заявил, что надеется "выйти из этой тюрьмы", имея в виду МВФ. Никарагуа тоже ведет переговоры с фондом о прекращении отношений.
В настоящее время долги стран Латинской Америке Международному валютному фонду составляют всего 50 миллионов долларов. Это одна сотая от кредитного портфеля фонда. Еще в 2005 году на Латинскую Америку приходилось 80 процентов кредитов.
Происходит масштабное вытеснение международных финансовых институтов из латиноамериканского региона, где с опаской относятся к либеральным реформам, предполагающим свободную торговлю и ограничение участия государства в экономике страны. Лидером "социалистической" альтернативы является Чавес.
Надо сказать, что МВФ теряет свои позиции по всему миру. Если в 2004 году объем выданных ссуд составлял 81 миллиард долларов, то теперь – лишь 11,8 миллиарда. При этом три четверти этой суммы приходится на Турцию.
В начале марта 2007 года стало известно, что представлять новую кредитную политику Венесуэлы будет создаваемый Чавесом Банк Юга (Bank of the South). Его достоинством для стран-заемщиков станет отсутствие ограничений по кредитно-денежной политике, налагаемых МВФ.
Таким образом, выход из МВФ и Всемирного банка – логическое продолжение проводимого Чавесом курса. Правда, широкие жесты венесуэльских властей больно бьют по экономике страны.
Дефицит бюджета приближается к четырем миллиардам долларов. Боливар, национальная валюта Венесуэлы, стремительно дешевеет по отношению к доллару. Экономический рост пока сохраняется на довольно высоком уровне, однако неизвестно, какая его часть приходится на масштабную национализацию нефтяной промышленности.
Тем не менее, Чавес не собирается сворачивать с выбранного пути. Более того, он дал понять, что не намерен выслушивать критику собственного курса. Так, президент готов также прекратить членство страны в Организации Американских государств, если та одобрит резолюцию, осуждающую планы венесуэльских властей национализировать телекоммуникационную компанию CANTV, принадлежащую холдингу Verizon.
В США прохладно относятся к начинаниям лидера Венесуэлы. В частности, бывший секретарь минфина Соединенных Штатов рассчитал, что ежегодно страна получает 58,4 миллиарда нефтедолларов, накопила 34 миллиарда долларов резервов и располагает 18 миллиардами долларов свободных средств. Он заявляет, что деньги у Чавеса скоро кончатся.
Знает ли об этом Чавес – вот в чем вопрос.