Перестарались Уральская таможня почти перехватила секретные документы, относящиеся к ОМП

В России едва не разгорелся крупный шпионский скандал с участием одного из крупнейших предприятий военно-промышленного комплекса - государственного ракетного центра (ГРЦ) "КБ имени академика В.П. Макеева". В пятницу, 1 июня, стало известно о задержании на уральской таможне секретных документов, имеющих отношение к созданию оружия массового поражения, которые предприятие якобы намеревалось незаконно переправить в Бразилию. Однако уже ко вторнику, 5 июня, появились признаки того, что скандал оказался "дутым" и, вероятно, возник из-за недоразумения.

Информация, поступившая сразу после инцидента от Федеральной таможенной службы, свидетельствовала о крайней серьезности происшедшего. Впрочем, даже если не вдаваться в подробности, само упоминание "КБ имени академика В.П. Макеева" в связи с утечкой секретов за рубеж вызывало беспокойство. Созданное на заре "холодной войны" в 1947 году предприятие является головным разработчиком ракетных комплексов стратегического назначения с баллистическими ракетами для подводных лодок. Кроме того, КБ является крупнейшим научно-конструкторским центром по созданию ракетно-космической техники.

Словом, все, что бы ни утекло из КБ, затрагивает государственную безопасность и стратегические интересы России. В данном случае, со слов представителей ФНС, речь шла о "системе и методах считывания показаний при испытаниях ракет". Стоимость документации, которую пытались отправить в Бразилию, оценивалась в 3,6 миллиона долларов. В этой связи Уральская оперативная таможня немедленно возбудила два уголовных дела, одно из них по части 3 статьи 189 УК РФ ("незаконный экспорт научно-технической информации, которая может быть использована при создании оружия массового поражения").

Обвинений, правда, никому не предъявлялось - как сообщили в пресс-службе Уральского таможенного управления, расследование только началось. Многое осталось недосказанным, в частности, каким был сам ход операции по предотвращению вывоза, участвовали ли в пресечении "утечки" спецслужбы, почему злоумышленники везли документы через таможню, а не выбрали какой-нибудь другой более надежный способ для передачи секретов другой стороне, к примеру ту же дипломатическую почту, и так далее. Конечно, все это можно было объяснить желанием держать происшедшее в секрете. Оставалось лишь ждать разъяснений официальных властей.

ГРЦ

ГРЦ "КБ имени академика В.П. Макеева". Фото с сайта makeyev.ru

Lenta.ru

Разъяснения последовали уже в понедельник, 4 июня, однако лишь еще больше запутали дело. Выяснилось, что "КБ имени академика В.П. Макеева" имело право на вывоз документов, но просто не заполнило таможенную декларацию. Представитель ФНС заявил газете "Коммерсант" буквально следующее: "Эта документация вывозилась в рамках сотрудничества со структурами бразильского правительства. И предприятие имело право ее вывозить: у экспортера есть лицензия комиссии по экспортному контролю. Однако предприятие не в полной мере выполнило требования законодательства - не заполнило таможенную декларацию".

Из этого заявления можно было заключить, что Россия "в рамках сотрудничества со структурами бразильского правительства" передает Бразилии ни много ни мало технологии по созданию ОМП, нарушает договор о нераспространении ядерных вооружений, причем как раз в то время, когда мировое сообщество всеми силами пытается заставить непокорный Иран с Махмудом Ахмадинеджадом во главе прекратить обогащение урана, чтобы он это ОМП ненароком не создал. А если еще вспомнить, что США намереваются прямо под боком у России - в Чехии и Польше - разместить элементы своей ПРО, можно было подумать, что передача Бразилии технологий ОМП - это наш своеобразный "ответ Керзону".

Российские таможенники сами того, может, не желая угодили в сферу большой международной политики. А это дело весьма беспокойное и чреватое опасностями. Поэтому Уральское таможенное управление посчитало за лучшее прояснить ситуацию, пока она не зашла слишком далеко. В понедельник, 4 июня, руководитель пресс-службы Уральского таможенного управления Татьяна Светова сообщила "Газете.Ru", что задержанные на таможне документы никакого секрета из себя не представляли. "Это была не секретная документация, а обмен исследовательскими данными, которые просто неверно задекларировали", - пояснила она, добавив, что пакет с документами пришлось задержать из-за ошибки в декларации.

Более того, по словам Световой, никого отношения к оружию массового поражения документы не имели. "Нам звонили из Уральской оперативной таможни и спрашивали, откуда взялась информация про задержанную документации с оружием массового уничтожения. Мы им ответили, что информация о задержании подобного рода документов от нас не исходила, - заявила она и подытожила: - Никакой шпиономании нет - это в Москве все напутали".

На следующий день, 5 июня, пресс-секретарь Уральского таможенного управления еще раз подтвердил, на сей раз агентству "Интерфакс", что указанная документация "не могла способствовать созданию оружия массового поражения" и была задержана до надлежащего оформления. Причиной сложностей при прохождении таможенного контроля якобы стало то, что "КБ имени академика В.П. Макеева" не предоставило лицензию на экспорт 28 технических брошюр. "То есть они получают лицензию на экспорт такой документации и должны ее задекларировать в таможенных органах. Лицензия предоставлена не была. Таким образом, таможенный товар - брошюры - не прошел таможенный контроль", - отметили в управлении.

Получается следующее. Техническая документация, направлявшаяся из КБ в Бразилию, секретной не является, никакого отношения к ОМП не имеет и была задержана из-за нарушения таможенных формальностей. Однако с другой стороны, ее на первых порах почему-то все же связали с ОМП, да и само уголовное дело по факту о "незаконном экспорте научно-технической информации, которая может быть использована при создании оружия массового поражения", до сих пор не закрыто. Возникает вопрос: что же, собственно, представители КБ везли через таможню в Бразилию?

Само руководство ГРЦ "КБ имени академика В.П. Макеева" заявляет о том, что инцидент произошел в результате недоразумения. На предприятии признали, что действительно отправляли техническую документацию в Бразилию и имеют для этого соответствующую лицензию. На данный момент руководство еще не может выступить с объяснениями, однако готовит официальный комментарий по факту произошедшего.

Ракетно-космический комплекс

Ракетно-космический комплекс "Волна", созданный на базе БРПЛ РСМ-50. Фото с сайта makeyev.ru

Lenta.ru

Впрочем, известно, что с 2003 года "КБ имени академика В.П. Макеева" ведет работы по модернизации бразильской ракеты-носителя VLS-1, которая будет применяться при запуске спутников с космодрома "Алькантара". Кроме того, предприятие занимается переоборудованием баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) в ракетно-космические комплексы, такие как, например, "Волна" и "Штиль", которые предназначены для вывода на околоземные орбиты малоразмерных космических аппаратов. Их запуск может происходить с подводных лодок или с наземного стартового комплекса. Еще в 1998 году ракетой-носителем "Штиль" с подводной лодки были успешно запущены на орбиту спутники TUBSAT-N и TUBSAT-N1, разработки Берлинского технического университета.

Какую именно техническую информацию и о каких ракетах-носителях "КБ имени академика В.П. Макеева" пыталось отправить в Бразилию, может стать известно в ближайшее время. В зависимости от этого смогут проясниться причины небольшого, но весьма неприятного недоразумения вокруг российского оружия массового поражения.

Алексей Демьянов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше