На этой неделе в прокат выходят картины "Планета страха", "Кремень", "Византийская принцесса", "Эван Всемогущий" и "Танцуй до упаду". Чуть ли не во всех из них обнаруживаются разнообразные восставшие из ада или со смертного одра. К счастью, обозревателям журнала Time Out Москва удалось еще поностальгировать по брейк-дансу и посмотреть на куртуазную эротику.
Кремень
Жанр: героика нашего времени. Россия, 2007. Режиссер: Алексей Мизгирев. В ролях: Евгений Антропов, Дмитрий Куличков, Сергей Шеховцов, Анастасия Безбородова, Татьяна Насташевская. 100 мин.
Провинциальный дембель Антон (Евгений Антропов), сам себя называющий Кремень, приезжает в Москву. Поначалу ему тут нравится: похоже на родной городок, особенно спальные районы, а других он за весь фильм и не увидит. Здесь на окраине проживают свои - невеста Зинаида с родителями. Мир и будущее лежат перед Антоном как на ладони: сначала покорится любимая, потом - Москва. Все, однако, идет не так, как мечтает парень.
Зинаида смотрит косо и, похоже, не вполне помнит жениха. Отец ее, дядя Коля, владелец автосервиса, помогать не настроен. В привокзальном туалете просят целых десять рублей за вход. И вот щуплый юноша с прозрачными глазами нанимается в милицию и начинает мстить. Впрочем, мстить Кремень начинает еще раньше - прямо в туалете.
Про режиссерский дебют Алексея Мизгирева давно ходил слух, что это русский "Таксист" Скорсезе. Сейчас выясняется, что это еще и русские "Злые улицы", и даже отчасти русский "Мыс страха", перекрашенный в мышиный милицейский цвет. Как и в "Таксисте", здесь имеются прекраснодушный отморозок и нежная барышня, предмет его смутного вожделения. Имеется также бордель с крепостными вьетнамками, которых хорошо бы освободить огнем и свинцом, восстановив таким образом на Земле справедливость.
Есть, впрочем, существенное отличие: герой Де Ниро в "Таксисте" был психопатом, травмированным вьетнамской войной. Герой дебютанта Антропова на войне не бывал, он не псих и даже не идиот, хотя временами таким кажется. "Твердость - не тупость", - приговаривает Антон, раскалывая бутылки о стриженую голову, и весь фильм по большому счету выдержан в точно такой же безапелляционно-юниорской дидактике.
По Мизгиреву выходит так, что опыт жизни в современной России сопоставим с опытом военным, и потому человек-кремень абсолютно нормален для своего места и времени. А что? Правило "слабину давать нельзя" - это же основы социального дарвинизма, отлично усвоенного поколением видеосалонов. Если мир слишком широк и велик для понимания, то надо достать боевую гранату и кроить его под себя и свои о нем представления и фантазии. Гипербола? Совсем нет.
Антон замечательно вписывается в мир, в котором на гастарбайтера из Средней Азии можно повесить убийство, а налоговые сборы с публичного дома несут напрямую бюджетникам - в милицию. И в случае с "Кремнем" не имеет смысла (как десять лет назад по поводу первого "Брата") кудахтать про смещенный центр нравственной тяжести. Тяжести-то никакой и нет. Есть сплошная легкость во всем: пошел, посадил, сломал, извинился, потом убил. Дали сержанта.
Мария Кувшинова, Time Out Москва
Византийская принцесса / Tirante el Blanco
Жанр: рыцарский роман. Италия - Испания - Великобритания, 2006. Режиссер: Висенте Аранда. В ролях: Каспер Зафер, Эстер Нубиола, Леонор Уатлинг. 122 мин.
XV век. Рыцарь по имени Тирант Белый (Каспер Зафер) отправлен из Европы в Византию военным консультантом - помогать Греческой империи противостоять набегам янычар. Однако Тирант находит занятие поинтереснее: влюбившись до потери сознания в византийскую принцессу Кармесину, он проводит большую часть времени в душевных метаниях, вздохах на скамейке и тому подобных куртуазностях. А Кармесина тем временем все никак не решит, кому же из поклонников отдать свою девственность.
Переживаниям по поводу девственности и отдана вся вторая половина фильма. При этом с возвышенной манерой героев объясняться друг с другом резко контрастирует откровенность анекдотических сексуальных сцен. Например, к тому моменту, когда Тирант наконец овладевает возлюбленной, он уже успевает переломать себе обе ноги, отчего рыцарю в столь тонком деле помогают по меньшей мере человек пять.
А что же битвы, которых ждешь от фильма, снятого по классическому рыцарскому роману? Они есть, но лучше бы их не было вовсе. Полтора десятка статистов, заснятых рапидом, бегают туда-сюда, изображая судьбоносное столкновение армий Европы и Азии. Иными словами, "Византийская принцесса" недостаточно масштабна для эпоса, недостаточно лирична для фильма о любви и слишком уж торжественна даже для самой мягкой эротики. Видимо, чтобы оценить достоинства картины, ее надо смотреть в оригинале: ведь восхитительный слог романа отмечал еще Сервантес. Но справедливо добавлял, что в сюжете автор наворотил завидной ерунды.
Максим Эйдис, Time Out Москва
Эван Всемогущий / Evan Almighty
Жанр: божественная комедия. США, 2007. Режиссер: Том Шедьяк. В ролях: Стив Карелл, Лорен Грэм, Димми Беннетт, Джонни Симмонс, Морган Фримен. 90 мин.
Второй фильм о том, как Всевышний делегирует тихому американцу свои полномочия, и это оказывается не подарком, а скорее карой небесной. Оригинальный "Брюс Всемогущий" с Джимом Кэрри был комедией богохульной, утверждал, что Господь - негр, и, как следствие, столкнулся с жесткой цензурой (в Египте его так и вовсе запретили к прокату). За что, видимо, и воздалось: судьба "Эвана Всемогущего" не кажется легкой.
Джим Кэрри, например, отказался от съемок, и главную роль отдали Стиву Кареллу ("Сорокалетний девственник"), актеру с куда более скромной мимикой, игравшему в первом фильме малозначимого персонажа. Но режиссер Том Шедьяк, когда-то поставивший кинозоопарк "Эйс Вентура", не пал духом и снова обратился к зверушкам. Герой Карелла, исполняя божественный промысел, становится новым Ноем, зарастает густым седым волосом и строит ковчег для тварей, приобретая вид не столько библейский, сколько идиотический. Не менять Господа у создателей (хвала Создателю!) хватило рассудка и силы воли - им остался Морган Фримен, хоть Египет наверняка и не одобрит.
Дарья Серебряная, Time Out Москва
Танцуй до упаду / Kickin It Old Skool
Жанр: коматозная комедия. США, 2007. Режиссер: Харви Глейзер. В ролях: Джейми Кеннеди, Мария Менунос, Мигель А. Нуньес-мл., Майкл Розенбаум, Бобби Ли. 107 мин.
Мальчишка Джастин (Джейми Кеннеди), школьная звезда брейк-данса, на показательном выступлении сверзился со сцены, впал в кому и очнулся в 2006-м все тем же пацаном, только запертым в тело тридцати-с-чем-то-летнего, некрасивого и дебиловатого хмыря. Его школьная брейк-дансерская команда развалилась: одни друзья превратились в домоседов, другие - в офисный планктон. Подружка помолвлена. Родители в течение 20 лет оплачивали жизнеобеспечение сына и в итоге обанкротились. Но вот стартует чемпионат по брейк-дансу с призовым фондом в 100 тысяч долларов, и болезный решает вспомнить детские навыки.
Выполнен этот сюжет как рефлексия по босоногой юности, но там, где надо бы добавить доброй ретрухи, режиссер зачем-то включает туалетную тинейджерскую комедию. Девушка, которой, надо понимать, пошел четвертый десяток, свою биографию начинает с рассказа о первой менструации. Приятели, знакомя танцора с достижениями науки и техники, первым делом показывают порнуху на "Маке". А главное, на слэмах герои движутся категорически коряво, компенсируя неуклюжесть актами мочеиспускания, дефекации и всякими неприличными жестами, адресованными соперникам. То, что эти выпады неспортивны и некрасивы, еще полбеды. Они просто-напросто несмешны.
Кирилл Алехин, Time Out Москва
Планета страха / Planet Terror
Жанр: зомби-трэш. США, 2007. Режиссер: Роберт Родригес. В ролях: Роуз Макгоуэн, Фредди Родригес, Марли Шелтон, Майкл Паркс, Брюс Уиллис, Джефф Фейхи. 130 мин.
Жарким летним вечером на военной базе в Техасе происходит утечка какой-то ядовито-зеленой дряни. Персонал мигом превращается в зомби и разбегается по округе жрать людей. Постепенно в закусочную добряка Джей Ти (Джефф Фейхи) набиваются уцелевшие: стриптизерша Черри (Роуз Макгоуэн), лишившаяся в схватке с упырями ноги, ее шустрый кавалер Эл (Фредди Родригес), доктор Блок (Марли Шелтон), сексуальная женщина-врач со шприцами за подвязкой, шериф Макгро (Майкл Паркс) и еще несколько занятных персонажей. Им предстоит пробиться сквозь толпу голодных мертвецов к новой, прекрасной жизни. Удастся, разумеется, не всем.
Где и когдаАдреса кинотеатров Москвы
Двойной проект Квентина Тарантино и Роберта Родригеса "Грайндхаус" очень хорошо объясняет разницу между этими двумя режиссерами. Забавляясь с жанровым кино, Тарантино всегда рассказывает о чем-то большем. Родригес всегда показывает только то, что показывает, - без подтекста. Поэтому тарантиновский трэш-боевик про тачки "Доказательство смерти" - это, в общем, кино про женщин, а родригесовский трэш про зомби "Планета страха" - это просто трэш про зомби. Забавный, с гротескным насилием, специфическими шуточками вроде автомата-ноги Роуз Макгоуэн или выедания упырями мозга гламурной блондинки. Чистое, ничем не замутненное развлечение. Смотрел - смеялся. Вышел - забыл.
Дмитрий Аношин, Time Out Москва