Российский дипломат и бывший сотрудник ООН Владимир Кузнецов, которого судят в США за отмывание денег, заявил, что не хочет больше оставаться под домашним арестом и предпочитает отправиться в тюрьму. Свое желание россиянин, находящийся под следствием уже два года, объяснил отсутствием денег на жизнь.
Владимира Кузнецова арестовали в Нью-Йорке в сентябре 2005 года. Сотрудники ФБР вышли на дипломата через другого россиянина - Александра Яковлева, арестованного месяцем раньше. Бывшему сотруднику службы закупок ООН предъявили обвинения в отмывании денег и мошенничестве, которым он занимался, используя служебное положение. Отпираться Яковлев не стал, признал свою вину по всем пунктам обвинения и активно сотрудничал со следствием, в частности, рассказал, что передал Кузнецову 300 тысяч долларов для отмывания с помощью офшорной компании.
Кузнецов, бывший председатель комитета при Генеральной Ассамблее ООН, своей вины не признал и заявил, что полученные от Яковлева деньги он брал в долг, на строительство дома в Подмосковье. Несмотря на отсутствие прямых улик против дипломата - обвинение фактически строилось на показаниях Яковлева - нью-йоркский суд присяжных в марте 2007 года признал Кузнецова виновным. Приговор по его делу должен быть оглашен 4 сентября.
Еще в начале расследования высказывались предположения, что американские власти инициировали дело против сотрудника службы закупок ООН с целью выйти через него на других россиян. Любопытно, что пресса довольно быстро потеряла интерес к собственно Яковлеву и переключилась на Кузнецова. Про Яковлева писали, что вскоре после ареста он был отпущен под залог, а приговор ему вынесут в феврале 2006 года. Экс-чиновник отказывался общаться с журналистами, а его адвокат выражал уверенность, что, благодаря сотрудничеству со следствием, приговор суда будет мягким - максимум 3-4 года (Кузнецову в настоящее время грозит до 20 лет тюрьмы). В дальнейшем Яковлев упоминался в СМИ в основном как человек, "сдавший" Кузнецова.
Зачем американским властям мог понадобиться Владимир Кузнецов, неизвестно. Вскоре после его ареста газета "Коммерсант", ссылаясь на опрошенных экспертов, высказала предположение, что сотрудник ООН связан с российскими спецслужбами. Этим же объясняли и помощь, которую государство пообещало оказать Кузнецову. Действительно, российская сторона внесла за дипломата залог в 500 тысяч долларов, после чего он и отправился под домашний арест, и оказывала ему юридическую поддержку. Впрочем, служба внешней разведки (СВР) отвергла предположения о том, что Кузнецов мог быть разведчиком.
Хотя российский дипломат так и не признал себя виновным, бороться с американским правосудием он явно устал. Его адвокаты планируют подать апелляцию и потребовать нового рассмотрения дела. Однако сам Кузнецов заявил, что не настаивает на продлении домашнего ареста и предпочтет отправиться в тюрьму и жить там "за счет американского налогоплательщика", чем оплачивать съемную нью-йоркскую квартиру, не имея при этом возможности работать.
"У меня уже нет средств оплачивать аренду квартиры и коммунальные услуги - ведь прошло почти два года после моего ареста", - сообщил Кузнецов, подчеркнув, что помещение в тюрьму является для него "единственным выходом в сложившейся ситуации".
Если считать, что у россиянина нет источников дохода, поскольку он не работает, и нет значительных сбережений, то ситуация кажется вполне правдоподобной. Нью-Йорк - один из самых дорогих городов мира и даже на скромную жизнь в нем нужны немалые средства. В частности, по данным аналитической компании Marcus&Millichap, в 2006 году аренда квартиры в этом городе стоила в среднем 2553 доллара в месяц. С реалиями американской тюрьмы Владимир Кузнецов знаком - он провел некоторое время в предварительном заключении. Видимо, тамошние условия показались ему вполне сносными.
Люся Мовсесян