27 июля 2007 года в Москве случился рецидив 90-х годов, когда военные объекты отключали от энергосетей и связи за долги. На сей раз отключение одного из узлов связи системы управления ПВО Москвы и Центрального промышленного района произвели не энергетики и не связисты, а коммерсанты, попытавшееся таким образом добиться решения в свою пользу спора о недвижимости в центре Москвы.
Обесточенный узел связи, по словам специалистов, не является объектом стратегического значения, однако играет важную роль в обмене информацией между командованием ПВО и гражданскими службами управления воздушным движением.
Причиной конфликта стал дом 11 по 5-му Котельническому переулку на Таганке. В подвале дома, проданного фирме "Новик Сервис" министерством связи в 2006 году, проходит около 500 каналов связи министерства обороны. По соседству с узлом связи коммерсанты организовали музей холодной войны - "ЗКП Таганский". По имеющейся информации, коммерсанты отключили узел связи с целью вынудить министерство обороны продать фирме здание, в котором расположен штаб и управление кадров.
Обмен информацией между силами ПВО и службами управления воздушным движением играет очень важную роль в условиях Москвы, где требуется тщательная координация действий служб, отвечающих за безопасность полетов, в целях предотвращения возможного теракта, аналогичного 11 сентября 2001 года и, одновременно, уменьшения вероятности инцидентов с принудительной посадкой или, тем более, уничтожением подозрительных самолетов и вертолетов.
Командующий войсками КСПН генерал-полковник Юрий Соловьев охарактеризовал ситуацию как "беспредел". По его словам, министерство обороны обратилось в прокуратуру и суды с целью восстановления связи, однако в настоящее время военные вынуждены нести значительные расходы, арендуя дополнительные каналы.
Для того, чтобы понять важность ситуации, следует установить, насколько существенную роль играет обесточенный узел связи в системе ПВО Москвы. Определенно можно сказать, что он не является ключевым - ключевые узлы не располагаются в зданиях, принадлежащих (или принадлежавших) Минсвязи и, тем более, проданных коммерческим структурам, а охрана таких узлов исключает возможность их отключения, если только отключающие не задались целью совершить самоубийство.
Отсутствие охраны, позволившее коммерсантам отключить узел, по мнению специалистов говорит о том, что он использовался во вспомогательных целях, либо как резервный.
Тем не менее, независимо от значения этого узла для государственной безопасности и обороноспособности страны, действия лиц, отключивших узел связи, можно квалифицировать по статье 330 уголовного кодекса РФ как самоуправство. Если отключение не сопровождалось насилием или угрозой его применения, преступники могут отделаться штрафом, в противном случае им может грозить лишение свободы на срок до пяти лет. Если же будет доказано, что отключение узла поставило под угрозу безопасность полетов - то речь может идти о возбуждении уголовного дела по статье 215.1. УК РФ, говорящей об ответственности за прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения, в случае если такое отключение могло повлечь за собой смерть человека или иные тяжкие последствия.
Илья Крамник