Сговор слонов Небольшая компания из США обвинила в сговоре крупнейшие нефтяные компании мира

Небольшая нефтяная компания Green Oil из штата Иллинойс, США, подала иск против нескольких поставщиков нефти и нефтепродуктов, обвиняя их в сговоре. Среди ответчиков - крупнейшая в мире нефтяная компания Saudi Aramco и ее дочерние компании, лидер нефтяной промышленности Венесуэлы Petroleos de Venezuela (PDVSA) с "дочками", а также американское подразделение второй по объему добычи нефти в России компании "Лукойл".

По мнению Green Oil, крупнейшие нефтяные компании мира, сговорившись, завышают цены на поставляемые в США нефть и нефтепродукты. По версии Green Oil, в январе 2002 года они договорились с экспортерами нефти из Омана, Мексики, Норвегии и Анголы снизить на полгода объем добычи нефти, чтобы повысить цены на бензин на американском рынке. В результате этого с 1 января 2002 года владельцы независимых сетей АЗС в Америке несут значительные потери в конкурентной борьбе с собственными сетями АЗС крупных нефтяных компаний.

Решить проблему Green Oil предлагает радикально, а именно заставить нефтяные компании продать свои американские активы. По оценке "Коммерсанта", в случае удовлетворения иска, поданного Green Oil, будет продано около 8 процентов нефтеперерабатывающей отрасли США. А с учетом стоимости бензозаправок, которыми владеют Saudi Aramco, PDVSA и "Лукойл", им придется продать собственность на общую сумму не менее чем в 25 миллиардов долларов. Из них как минимум четыре миллиарда долларов стоят 2000 заправок "Лукойла" в США.

Кроме продажи заокеанских активов Green Oil требует компенсации потерь всем американцам, заправлявшим свои транспортные средства ее на заправках. Сумма компенсации в иске не указана, однако даже если иск удовлетворят, это не станет катастрофой для гигантских нефтяных компаний. Годовая выручка Green Oil оценивается в 31 миллион долларов, в то время как продажи "Лукойла" и PDVSA составили в 2006 соответственно 67,7 и 64,8 миллиарда долларов. Оборот Saudi Aramco не раскрывается, но оценивается в 150-350 миллиардов долларов.

Представители "Лукойла" все обвинения отвергают: "Сведения, представленные в иске, абсолютно не соответствуют действительности", - сообщили "Ленте.Ру" в пресс-службе компании.

В американской судебной системе известны случаи, когда мегакорпорации не находили в суде аргументов, против небольших частных компаний. Например, одной небольшой семейной фирме по продаже компьютерной техники уже много лет удается раз за разом доказывать в судах свое право использовать доменное имя nissan.com, на которое претендует Nissan Motors, один из крупнейших мировых производителей автомобилей с годовой выручкой свыше 75 миллиардов долларов.

Основные активы "Лукойл" в США состоят из приобретенной в 2000 компании компанию Getty Petroleum Marketing, которой принадлежит 1300 автозаправок на северо-востоке США, а также 779 АЗС, купленных в 2004 у ConocoPhilips.

Но проблема, которая будет стоять перед юристами Green Oil, заключается не в том, чтобы доказать, что "Лукойл" и другие нефтяные компании продают им бензин дороже, чем собственным заправкам. Даже если это так, противоречия с законодательством здесь никакого нет. Green Oil предстоит представить свидетельство того, что зарубежные нефтяные компании действуют по предварительному сговору.

Второй способ уличить компании в злоупотреблении монопольным положением - выявить последовательность согласованных действий. Но убедить суд, что действия были специально скоординированы, обвинению удается очень редко.

Как правило, доказать картельный сговор очень сложно. Первый вариант - предоставить документы, подтверждающие правонарушение, как это было в случае с British Airways, Korean Airways и Virgin. Авиакомпаниям пришлось платить крупные штрафы в США и Великобритании, поскольку стало известно, что некоторые ключевые сотрудники проводили между собой консультации относительно введения дополнительных топливных сборов.

Что не вызывает сомнений, так это то, что ход Green Oil однозначно будет положительно воспринят рядовыми жителями Иллинойса. Ведь по сути иск компании направлен на то, чтобы усилить конкуренцию в нефтяном секторе, а значит снизить цены на бензин для потребителей.

Антон Поминов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше