Чем ближе день голосования - 30 сентября, тем больше нынешняя избирательная кампания на Украине напоминает соревнование поклонников творчества Толкиена. Предвыборные обещания политиков постепенно отрываются от действительности и переходят в область "фэнтэзи". То ли пиарщики участников выборов злоупотребляют сильнодействующими успокаивающими средствами, то ли политики совсем разучились "фильтровать базар" - неизвестно, но ясно одно - кто бы ни выиграл предстоящее голосование, украинцы вряд ли дождутся выполнения и десятой доли всех звучащих в последние недели обещаний.
Последним благом, свалившимся на головы украинцев из предвыборного рога изобилия, стало озвученное на днях намерение лидера БЮТ Юлии Тимошенко в случае прихода к власти вернуть согражданам все замороженные вклады бывшего Сбербанка СССР. Причем все 120 миллиардов долларов в течение двух лет (доходная часть консолидированного бюджета Украины на 2008 год запланирована в размере 50 миллиардов долларов). При этом, не удовольствовавшись всей фантастичностью этого заявления, в БЮТ на всякий случай пояснили, что данное обещание является "сенсационным", однако будет выполнено, поскольку блок уже нашел источники, где можно взять необходимые средства.
Как утверждает Тимошенко, на протяжении полугода "наша команда проводила анализ и расчеты всех возможностей страны, источников, где можно взять ресурсы для возобновления справедливости относительно вкладчиков, которые потеряли свои сбережения в Сбербанке". По словам лидера БЮТ, взятое перед вкладчиками обязательство "имеет под собой очень основательный экономический и финансовый расчет, который учитывает все факторы, которые не допустят инфляцию". И чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что БЮТ настроен серьезно, Тимошенко дежурно напомнила, что все равно выиграет выборы, поэтому, дескать, обманывать народ ей ни к чему.
Даже потенциальный союзник Тимошенко, лидер блока "Наша Украина-Народная самооборона" Юрий Луценко поставил под сомнение способность лидера БЮТ исполнить обещанное. По его словам, к данному вопросу следует подходить более реалистично, а политики должны отвечать за свои слова. Оппоненты БЮТ пока отмалчиваются, хотя и так всем известно, что могут сказать по этому поводу коммунисты и "регионалы". Что же касается сторонников Тимошенко, то они настолько уверены в силе и непогрешимости своего вождя, что заяви Юлия Владимировна, что после победы на выборах она будет без помощи подручных средств летать на Майданом Незалежности и забрасывать народ говядиной по 15 гривен за килограмм, то и тогда часть избирателей ей бы наверняка поверила.
Впрочем, не стоит грешить на Тимошенко - она действует и говорит точно так же, как и другие украинские политики, правда превосходит их по части масштабности. Тема говядины, как говорится, раскрыта в полной мере и Партией регионов, любимым коньком которой остается сравнение голодного прозябания при "оранжевых" и сытой жизни при правительстве Виктора Януковича (при котором дальше будет еще лучше, хотя лучше, если верить "регионалам", уже некуда). Сравнения, к слову, приводятся настолько примитивно, что непонятно, на кого они рассчитаны. Хотя, понятно - на политических противников. В качестве ответа на благостные заявления Партии регионов БЮТ выпустил предвыборный ролик, герои которого - простые украинцы - просят "вернуть Юлю" и гневно опровергают какие-либо кризисы во время премьерства Тимошенко (бензиновый, сахарный, мясной и пр.). При этом попутно облаивая Януковича, дурящего рабочий люд с помощью фальшивой статистики.
В свою очередь уже упоминавшийся Луценко в ходе своего предвыборного турне по регионам взял в моду посещать продовольственные рынки. Там лидер НУ-НС скупает капусту и подсолнечное масло, наглядно демонстрируя, что слова "регионалов" о снижении цен на продовольствие расходятся с реальностью. Правда, при этом он апеллирует к ценам 2005 года, которые, судя по всему, также взяты не с прилавков, а из предвыборного штаба НУ-НС.
Хотя главным козырем "оранжевых" в предвыборной борьбе является вовсе не цена на яйца, а отмена депутатской неприкосновенности и уравнение в правах власть имущих с простыми гражданами. "Закон един для всех",- утверждают в НУ-НС, к лидеру которого у Генпрокуратуры Украины имеется немало претензий. В одном из телевизионных роликов абстрактный депутат (чем-то неуловимо похожий на ближайшего соратника Луценко Давида Жванию) вынужден вместо роскошного лимузина ездить в метро, вместо сиесты в джакузи проводить свое время за перетаскиванием кирпичей для чужой дачи и так далее. Интересно, это что - Луценко и К намекают на то, что тоже будут добираться до Рады с помощью общественного транспорта? Скорее Тимошенко расплатится по долгам СССР.
Проще всего в данной ситуации поступили пиарщики бывшего председателя Верховной Рады Владимира Литвина, идущего на выборы со своим блоком. Воспользовавшись тем, что все то время, пока в стране продолжался политический кризис, экс-спикер был не у дел, они сделали упор на то, что "Украине нужен Владимир Литвин". И больше ничего. Именно это утверждается в рекламных роликах и на плакатах блока. Многие эксперты заявляют, что Литвин имеет реальные шансы пройти в парламент, забрав часть электората Соцпартии. Следовательно, в данном случае никакого обмана избирателей не будет. Украинцам пообещали Литвина - они его получат. И больше ничего, опять-таки.
Блок "КУЧМА" (Конституция, Украина, Честь, Мир и Антифашизм), возглавляемый Александром Волковым, также сделал ставку на дрязги между "оранжевыми" и нынешней парламентской коалицией. В рекламном ролике блока детишки рвут друг у друга карту Украины, но тут приходит сам Волков и прекращает этот беспредел. Жаль только, что Волков не сопроводил свое появление каким-нибудь забористым словцом, на которые он всегда щедр. А то получилось скучновато.
А вот социалисты вообще ничего никому не обещают. Нет, конечно, их лидер Александр Мороз говорит, что мечта всей его жизни - это сделать Украину правовым государством. Намерение благое, но пока Тимошенко не вернет советские долги, а Луценко и К не пересядут в трамваи, вряд ли у Сан Саныча что-нибудь получится. Легче всего коммунистам - их программные лозунги проверены временем и доказывают, что и у такого рода фантастики тоже всегда будет своя аудитория.