Перед взлетом

"Сухой" уверяет инвесторов в огромном количестве заказов на свои гражданские самолеты

До первого полета "надежды российской гражданской авиации", самолета Sukhoi Superjet-100, осталось несколько месяцев. За время производства первой модели "Сухой" сумел добиться 73 заказов и подписать опционы еще на 31 самолет. В компании ведут переговоры по продаже еще 130 SuperJet. Если предположить, что все перевозчики согласятся покупать российские самолеты, "Сухой" уже нашел, куда продать более 230 самолетов. В бизнес-плане компании – произвести почти в четыре раза больше. Чтобы проект окупился, необходимо продать как минимум 300 самолетов.

В сентябре "Сухой" впервые показал свой новый гражданский самолет на выкатке в Комсомольске–на-Амуре. Это радостное для компании известие, однако, никак не отразилось на количестве проданных самолетов – с сентября "Сухой" не заключил ни одного твердого контракта на Sukhoi Superjet. Зато компания раскрыла информацию о том, с какими компаниями ведутся переговоры.

Сейчас среди уже купивших Sukhoi Superjet значатся только две иностранные компании. Армянская "Армавиа" заказала два самолета, а итальянская Itali Airlines – десять c опционом на покупку еще десяти.

Зато в списке потенциальных покупателей самолета, который опубликовала газета "Ведомости", иностранных компаний побольше. Все они не слишком известны россиянам - индийские Omega Airlines и MDLR, индонезийская Merpati, китайская C.A.T. Географическое местоположение заказчиков заставляет думать, что "Сухой" пользуется для продвижения гражданского самолета многолетними связями в области военной авиации, ведь и Индия, и Индонезия, и Китай являются постоянными заказчиками отечественных истребителей.

В последнее время представители российской компании все чаще говорят о том, что SuperJet будет востребован именно в Азии. За этот рынок отечественным авиаконструкторам предстоит серьезно побороться – объем авиаперевозок здесь растет очень быстрыми темпами, поэтому все крупные производители стремятся побыстрее занять свободную нишу.

На европейский и американский рынки, куда "Сухой" изначально хотел поставить до 60 процентов всех собранных SuperJet, пробиться будет еще сложнее. Специалистам еще памятна реакция шведской SAS на слова главы "Гражданских самолетов Сухого" Виктора Субботина о том, что компании якобы "приступили к подготовке контракта". Представитель шведского авиаперевозчика тогда заявил просто и коротко: "Без шансов".

В 2006 году также сообщалось, что переговоры ведутся с Air France. Но судя по тому, что этой авиакомпании нет в списке даже потенциальных покупателей SuperJet, переговоры, видимо, ничем не завершились.

Помощь из России

С другой стороны, с российскими авиакомпаниями у "Сухого" пока более или менее все складывается. Самым крупным заказчиком самолетов SuperJet является "Аэрофлот" - крупнейший отечественный авиаперевозчик подписал контракт на 30 самолетов и готовится подписать еще на 15 с опционом на пять. Впрочем, у "Аэрофлота" фактически не было выбора – авиакомпании необходимо покупать российскую технику по условиям инвестсоглашения 1998-1999 годов, когда правительство разрешило "Аэрофлоту" беспошлинно ввозить самолеты Airbus и Boeing в обмен на обещание приобрести отечественную технику.

Другой заказчик, AirUnion, по информации российских СМИ, подписал контракт на 15 самолетов с опционом еще на 15, чтобы добиться создания альянса под частным, а не государственным контролем.

В списке потенциальных покупателей SuperJet значится и авиакомпания UtAir. На авиасалоне в Жуковском глава перевозчика Андрея Мартиросова заявил, что UtAir хотел бы провести конкурс на поставку 25 среднемагистральных самолетов, которые бы в перспективе заменили устаревшие Ту-134 и Ту-154. Тогда же Мартиросов подчеркнул, что конкурс будет открытым для всех участников, поэтому "Сухой" вполне может принять в нем участие.

Откуда деньги

Чтобы построить несколько сотен самолетов, как планирует "Сухой", нужны огромные средства. Их российский авиаперевозчик привлекает из всех возможных источников.

Например, 23 октября "Гражданские самолеты Сухого" объявили о том, что Сбербанк открыл им кредитную линию на 100 миллионов евро. До этого "Сухой" также подписал контракты с ВТБ на 10 миллиардов рублей, Евразийским банком развития на 150 миллионов долларов и с Европейским банком реконструкции и развития на 100 миллионов евро.

Кроме того, "Сухой" пользуется государственными субсидиями – Россия безвозмездно выделила на этот проект 7,9 миллиарда рублей, правительство Франции – 140 миллионов евро, а Италии – 92,3 миллиона евро. Европейские страны заинтересованы в SuperJet, поскольку участвуют в его разработке – например, французы помогают делать двигатель.

Что касается Италии, то она принимает в SuperJet самое деятельное участие. "Гражданские самолеты Сухого" уже договорились о допэмиссии на 182 миллиона долларов, благодаря выкупу которой итальянская Alenia Aeronautica получит блокпакет акций компании. Кроме того, "Сухой" создал с итальянцами совместное предприятие по продажам и послепродажному обслуживанию SuperJet. Неудивительно поэтому, что пока единственный заказчик из Западной Европы – именно из Италии.

Экономика16:48Сегодня

«Мы уверены в своей правовой позиции»

Вице-президент «Просвещения» о плюсах защиты интеллектуальной собственности в РФ