Печенюшки и шоколадки

Глобальные лидеры рынка продуктов питания делят российские бренды

Американская компания Kraft Foods завершила поглощение бизнеса Danone по производству печенья. Это значит, что принадлежавшая ранее французам фабрика "Большевик" стала американской.

"Большевики" в Kraft Foods

Теперь Kraft Foods, которая занимает второе место в мире по объемам производства продуктов питания, добавит в свою коллекцию бренды печенья "Юбилейное" и "Причуда". Фабрика с неблагозвучным названием для американского уха, которая специализируется на выпуске мучных кондитерских изделий, не первый актив Kraft Foods в России. Компания владеет Покровской кондитерской фабрикой во Владимирской области, а также готовит к вводу завод по производству растворимого сублимированного кофе под Санкт-Петербургом.

Сумма, в которую Кraft Foods оценила "Большевика", не известна, однако резонно предположить, что за фабрику значительно переплатили. Дело в том, что Kraft Foods одним махом купила активы Danone в 20 странах мира. В Китае, к примеру, активы французов позволят Kraft Foods увеличить свое присутствие вдвое. Всего Кraft Foods заплатит за активы Danone 5,3 миллиарда евро, при этом эксперты оценивали подразделение по производству печенья максимум в четыре миллиарда долларов.

Kraft Foods сильно зависит от печенья - из 6,7 миллиарда долларов продаж компании в Евросоюзе в 2006 году на него пришлось 5 миллиардов. У Danone, являющейся крупнейшим производителем йогуртов, на "печенюшки" пришлось лишь 18 процентов продаж.

В пресс-релизе Kraft Foods говорится, что после сделки совокупные объемы продаж российских подразделений "Крафт Фудс" и ОАО "Большевик" превысят 20 миллиардов рублей. Это, по мнению американской компании, позволит ей занять существенный сегмент российского продуктового рынка.

Wrigley и шоколадная фабрика

Аналогично американцам действует и Nestle, крупнейший в мире производитель продуктов питания. В ноябре она купила подмосковную компанию "Рузская кондитерская фабрика" (РКФ), которая выпускает шоколадную продукцию под торговой маркой "Комильфо". Это уже 14 фабрика Nestle в России.

Сумму сделки Nestle не раскрывает. Однако можно предположить, что за РКФ, оборот которой на российском рынке в 2006 году составил 51 миллион долларов, она заплатила гораздо больше ее реальной стоимости.

Этот вывод можно сделать, исходя из сделки по приобретению 80 процентов акций компании "А.Коркунов" американской Wrigley за 300 миллионов долларов. Чистая стоимость сделки была равна трем годовым оборотам компании "А.Коркунов" за 2006 год.

В последнее время российские "шоколадные" активы часто мелькают в сообщениях российских СМИ. И недаром: только в 2006 году потребление шоколада в России выросло на 15 процентов, а емкость рынка шоколадных изделий оценивается в 3,5 миллиарда долларов ежегодно.

Еще один пример: швейцарский концерн Barry Callebaut, который является мировым лидером в производстве шоколадной массы и глазури, решил открыть фабрику в подмосковном Чехове. Продукцию этой компании покупают все те же Nestle и Kraft Foods. Швейцарцы из Barry Callebaut считают, что в 2009 году потребление шоколада в России превысит аналогичный показатель в Великобритании.

Суета вокруг "Балтики"

Обычно сделки на российском рынке между иностранцами проходят довольно спокойно. Однако "развод" совладельцев холдинга Baltic Beverages (BBH), которому принадлежит контрольный пакет российской "Балтики", стал событием мирового масштаба, причем событием довольно скандальным.

Scottish & Newcastle и Carlsberg уже давно сидят в окопах, хотя пока еще являются партнерами в холдинге-владельце "Балтики". Carlsberg, заручившись поддержкой Heineken, намерена выкупить акции британской компании и разделить ее активы со своим партнером. Британскую часть бизнеса Scottish & Newcastle пивовары из Carlsberg готовы отдать Heineken, а сами намерены получить весь холдинг BBH целиком.

Потенциальная жертва сопротивляется: Scottish & Newcastle уже подала иск в арбитражный суд Торговой палаты Стокгольма. Истец полагает, что Carlsberg нарушила условия соглашения акционеров ВВН и должна предложить британской компании свою долю к выкупу.

"Балтика" - настоящий приз для победителя. Компания является одной из крупнейших в мире и самой большой в своем секторе в России, где она контролирует 37 процентов рынка. При этом с 2004 года доля "Балтики" на пивном рынке России увеличилась в два раза.

Причины ажиотажа вокруг российского рынка продуктов понятны: рост объемов производства и потребления в стране, возможность выхода для иностранцев на рынки стран СНГ, рост экономики страны и прочее. При этом сами сделки явно вышли на новый уровень: российские бренды уже не только продают иностранцам, но уже и перепродают.

Экономика16:48Сегодня

«Мы уверены в своей правовой позиции»

Вице-президент «Просвещения» о плюсах защиты интеллектуальной собственности в РФ