Сотрудничество с бактериями Краткий обзор новостей науки за неделю

Научные достижения за истекшую неделю, разумеется, не ограничиваются новостями, опубликованными в нашей рубрике. Мы старались отбирать самое интересное, но и кроме этого произошло немало увлекательного, особенно в области технологических решений. В частности, ученые поняли, что производство неуглеродных нанотрубок - дело сложное, и решили перепоручить его бактериям, для поиска бактерий разработали специальный детектор, создали нефтеотталкивающий материал, а также обнаружили, что по выходным меньше дождит. Предлагаем читателю краткий обзор новостей науки.

Корейско-американская группа ученых разработала метод производства нанотрубок при помощи бактерий рода Shewanella. Речь идет не о знаменитых углеродных нанотрубках, а о менее известных полупроводниковых.

Разработчики добились того, чтобы бактерии производили нитевидные нанотрубки диаметром 20-100 нанометров и длиной около 30 нанометров из сульфида мышьяка. Физико-химические свойства нанотрубок позволяют надеяться, что они пригодятся в электронных и оптических устройствах, особенно если удастся заставить бактерии "работать" с более мощными полупроводниками типа сульфида кадмия. Исследователи подчеркивают, что биопроизводство потребляет мало энергии и гораздо меньше вредит окружающей среде.

Мичиганские ученые тем временем разработали сферический детектор для поиска отдельных бактерий. Подобные детекторы существовали и ранее: когда бактерия прикрепляется к микродатчику, изменяется частота его колебаний, что и позволяет зафиксировать присутствие микроорганизма. Однако они плохо работают в жидкости (где бактерии как раз обычно и обитают): вязкая среда гасит колебания и искажает сигнал.

Детектор для поиска бактерий в жидкости.
Изображение из журнала Applied Physics Letters

Детектор для поиска бактерий в жидкости. Изображение из журнала Applied Physics Letters

Новый детектор представляет собой двухнанометровый магнитный шар, который покрыт антителами, способными соединяться с определенными видами бактерий. При помощи внешнего магнитного поля погруженный в жидкость шар можно заставить вращаться с достаточно высокой частотой. Присоединение к детектору хотя бы одной бактерии замедляет вращение настолько, что это можно зафиксировать при помощи обычного оптического микроскопа.

Ученые из Массачусетсского технологического института создали новый олеофоб - материал, отталкивающий углеводородные соединения (нефть, масло и так далее). Такой материал очевидным образом может пригодиться в аэрокосмических технологиях (для защиты уязвимых деталей от случайного попадания топлива) и при работе с опасными отходами.

Фото с сайта МТИ.

Вода на листе лотоса образует каплю (вверху слева), а гексадекан смачивает лист (вверху справа). Покрытый новым олеофобом лист не смачивается ни водой (внизу слева), ни гексадеканом (внизу справа). Фото с сайта МТИ.

Гидрофобных материалов, отталкивающих воду, в природе полным-полно (вспомните гуся, с перьев которого, как известно, вода скатывается, не смачивая их), а вот с олеофобными дело как в природе, так и в технике обстоит гораздо хуже (представьте себе, что произойдет с тем же гусем, если он попадет в нефтяное пятно). Объясняется это исключительно высоким поверхностным натяжением воды, которое заставляет ее собираться в капли, и исключительно низким поверхностным натяжением нефтеподобных жидкостей, позволяющим им растекаться тонким слоем.

При попадании на материал, созданный в МТИ, капли жидкости остаются на его микроволокнах и, отделенные от защищаемой поверхности волокнами и заключенными между ними пузырьками воздуха, не могут смочить ее. Ученые также научились оптимизировать свойства материала для защиты от конкретных углеводородов.

Технологическими новостями дело, разумеется, не ограничивается. Ученые давно задавались вопросом: в какой день недели чаще всего идет дождь? Различные исследования приводили к разным результатам: во вторник, в четверг и пятницу, в субботу. Обработав огромный массив данных, собранных 200 наблюдательными станциями на всей территории США с 1951 по 1992 год, финские ученые пришли к выводу, что такого дня нет.

Исследование специалистов из NASA, однако, показывает, что начиная с 1980-х годов на юго-востоке США статистика уже не так равномерна: больше всего осадков приходится на середину недели, а меньше всего - на выходные. Возможно, это связано с тем, что на выходных в атмосферу выбрасывается меньше отходов производства.

Снимки солнечной короны, сделанные "Хинодэ".
Фото с сайта esa.int

Снимки солнечной короны, сделанные "Хинодэ". Фото с сайта esa.int

Наблюдения, проведенные при помощи рентгеновского телескопа, установленного на японском спутник "Хинодэ", позволили лучше понять, как зарождается солнечный ветер - поток заряженных частиц со скоростями до полутора миллионов километров в час, влияющий на коммуникационные кабели и спутники Земли.

И еще много чего интересного случилось: в Гане нашли восемь новых кузнечиков и одного паука, в Китае - новую рыбу, а в Кении - плюющуюся кобру длиной 2,6 метра, которая производит столько яда, что теоретически способна умертвить двадцать человек одним укусом.

Плюющаяся кобра.
Фото AFP

Плюющаяся кобра. Фото AFP

Как правило, научные новости появляются в прессе через несколько месяцев (а то и больше) после самого открытия. Сначала ученые все проверяют, потом пишут статью, потом она проходит проверку рецензентами авторитетного журнала, потом ждет публикации, потом наконец выходит, тогда открытие и становится известным широкой публике. Сейчас, однако, у нас есть редкая возможность сообщить читателям об открытии (небольшом, но оттого не менее ценном), которое было сделано буквально несколько часов назад: российский астроном Денис Денисенко обнаружил новую карликовую звезду.

Скептический читатель возразит, что ссылаться на ЖЖ как на источник научных новостей - не дело, и будет, вообще говоря, прав, но в виде исключения мы себе все же это позволим: дневник действительно ведет работающий астроном, который открывает далеко не первую звезду. Денисенко недавно стал героем многих научно-популярных изданий по всему миру, когда оперативно "закрыл" якобы угрожающий Земле астероид, доказав, что на самом деле это европейский зонд "Розетта".

Как можно видеть, открытия происходят постоянно и совсем рядом с нами, а значит, на следующей неделе можно ожидать не менее увлекательных новостей. Оставайтесь с нами.