Новости партнеров

За что?

Власти неожиданно резко раскритиковали систему ГЛОНАСС

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов в среду 23 января на коллегии Роскосмоса неожиданно резко раскритиковал навигационную систему ГЛОНАСС, заявив, что ее технические характеристики не соответствуют современным требованиям. Иванов пригрозил руководству Роскосмоса персональной ответственностью и пообещал срочно изменить программу развития системы.

25 лет строительства

Иванов упрекнул Роскосмос, являющийся координатором работ по Федеральной целевой программе "Глобальная навигационная система", чуть ли не во всех возможных грехах.

Первый вице-премьер выразил неудовольствие по поводу того, что до сих пор нет полного покрытия страны навигационным сигналом, а точность приборов "не соответствует современным требованиям".

К сожалению, неизвестны точные численные данные, которые имел в виду Иванов. Полного покрытия России сигналом Роскосмос пока и не обещал, сейчас сигнал, по данным GPSsoft, покрывает около 94 процентов территории страны. С другой стороны, по последним сообщениям РИА Новости, покрытие 90 процентов территории будет достигнуто только в феврале после ввода в эксплуатацию еще трех спутников. С третьей стороны, по более ранним сообщениям "Интерфакса", после этого покрытие достигнет 95 процентов.

С точностью тоже не все понятно. GPSsoft сообщает, что горизонтальные координаты ГЛОНАСС умеет определять с точностью 50-70 метров, вертикальные - 70. У американской GPS точность достигает одного метра, ГЛОНАСС, как ранее сообщали новостные агентства, должен добиться такой точности к 2011 году.

Кто виноват?

Разочарование властей низкими показателями не ограничивается. Возникающие в ходе работы над проектом проблемы, по мнению Иванова, решаются крайне сложно. Предприятия-изготовители, на которых собираются спутники (а спутники ГЛОНАСС собираются в основном на НПОПМ им. Решетнева), работают неэффективно, аппаратура на спутниках ненадежна, не создано инфраструктуры для развития системы.

Иванов отметил, что требования к системе, в частности, к перспективному космическому аппарату "Глонасс-К", который может работать 10 и более лет на орбите, до сих пор не согласованы с Роскосмосом и Минобороны и не утверждены.

Кроме того, отсутствует необходимая нормативная правовая база в области создания и использования цифровых навигационных карт и навигационной деятельности.

Припомнил заместитель премьера и то, что в России до сих пор нет собственной конкурентоспособной навигационной аппаратуры. В декабре 2007 года появились было навигаторы Glospace, способные работать и с ГЛОНАСС, и с GPS, но они "были буквально сметены с прилавков, как во времена дефицита". Действительно, в конце прошлого года в сеть магазинов "ИОН" Glospace в небольшом количестве поступили, но тут же исчезли, осчастливив тех немногих, кто их успел купить, и озадачив всех остальных.

Что делать?

Иванов особо подчеркнул, что не выполнить эту задачу Роскосмос не имеет никакого права, поскольку "ГЛОНАСС относится к самым приоритетным проектам". Руководству Федерального космического агентства вице-премьер пригрозил персональной ответственностью, не уточнив, правда, в чем она будет заключаться.

Вице-премьер заявил, что при разработке ФЦП "Глобальная навигационная система" были допущены просчеты, поэтому в программу срочно будут вноситься изменения, чтобы довести ГЛОНАСС до конкурентоспособного уровня. Какие именно, опять же неизвестно.

Роскосмос пообещал учесть замечания Иванова, напомнил, что в феврале введет в строй запущенные в декабре спутники, гарантировал, что запустит за год еще шесть, а в начале февраля выпустит тысячу автомобильных навигационных приемников.

Вообще говоря, неудовольствие властей можно понять. Первый спутник ГЛОНАСС был запущен еще в 1982 году (еще до этого разрабатывалась система "Циклон" и ее вариант "Цикада"), а воз, в общем-то, и ныне там. Разумеется, российская система вторая в мире, она намного опережает только запускаемую европейскую "Галилео" и развертываемую китайскую "Бэйдоу", но до GPS-NAVSTAR еще далеко, а главное, широкого практического применения ГЛОНАСС не имеет.

Тем не менее, резкие заявления Иванова стали неожиданностью. До сих пор все сообщения о развитии ГЛОНАССа подавались в оптимистичном тоне, явных срывов планов не наблюдалось, система постепенно совершенствовалась. Судя по тому, что реальных финансовых (даже наоборот - Иванов, говоря о строительстве нового космодрома, обещал увеличение финансирования на 13 процентов) и административных репрессий пока не последовало, правительство просто решило подстегнуть "неторопливых" разработчиков - все-таки приоритетный проект.

00:0415 августа

«Оба готовы замереть, прятаться или даже бежать» 

Москвичи объясняют, чем хорош секс в «Зарядье», у Кремля и на козырьке подъезда