Прокуратура французского Понтуаза потребовала начать судебное разбирательство по уголовному делу о крушении 25 июля 2000 года пассажирского самолета "Конкорд" авиакомпании Air France, выполнявшего рейс 4590 Париж - Нью-Йорк. Ответчиками за гибель 113 человек должны выступить американская авиакомпания Continental Airlines и четыре физических лица. В суде им могут быть предъявлены обвинения в непреднамеренном убийстве и нанесении телесных увечий.
На скамье подсудимых могут оказаться механик Continental Airlines Джон Тэйлор (John Taylor), бывший начальник технической наземной службы авиакомпании - Стенли Форд (Stanley Ford), а также представитель авиастроительного концерна EADS - 77-летний Анри Перье (Henri Perrier), курировавший проект "Конкорд" с 1978 по 1984 год, и 69-летний Клод Францен (Claude Frantzen), заместитель директора, а затем директор технической службы Национального управления гражданской авиации (DGAC).
Тем не менее решение о начале процесса, согласно французским законам, должен принять судья Кристоф Реньяр (Christophe Regnard), ответственный за проведение предварительного следствия. Как сообщает радиостанция Europe 1, вследствие большого числа организационных вопросов, процесс может начаться, если вообще начнется, в конце 2008 - начале 2009 года.
Падение "Конкорда"
Авиакатастрофа под Парижем положила конец одному из самых смелых и амбициозных проектов гражданской авиации - сверхзвуковым пассажирским самолетам. 25 июля в 14:42 "Конкорд" авиакомпании Air France поднялся в воздух с взлетно-посадочной полосы номер 26 аэропорта Руасси Шарль де Голль. На его борту находились девять членов экипажа и сто пассажиров. Рейс в Нью-Йорк был забронирован чартерной немецкой компанией Deilmann. Среди пассажиров были 96 граждан Германии, два датчанина, австралиец и американец.
В момент взлета, под левым крылом возникло крупное возгорание. Еще в течение минуты самолет летел на высоте примерно в 65 метров, со скоростью 360 километров в час, оставляя за собой длинный хвост из пламени и дыма. Наконец, в 14:44 он упал на территории городка Гонесс (Gonesse), прямо на здание отеля "Отельсимо" (Hotelissimo). Все кто был на борту, а также четыре человека, находившиеся в этот момент в отеле, погибли. Еще шесть человек получили ранения.
Для выяснения причин авиакатастрофы была создана специальная комиссия из представителей французского Бюро по расследованию аварий (BEA). В конце 2004 года BEA представило судье Кристофу Реньяру итоговый 237-страничный доклад, в котором были детально восстановлены обстоятельства происшедшего и названы те, кто так или иначе мог нести ответственность за падение "Конкорда" и гибель людей.
Из данных доклада следует, что за пять минут до "Конкорда" с ВВП 26 взлетел пассажирский самолет DC10 американской авиакомпании Continental Airlines. В момент взлета от него отвалилась узкая титановая пластина длиной 42-43 сантиметра. Совершая разбег вслед за DC10, "Конкорд" наехал на нее одним из передних колес левого шасси. Шина лопнула, голое колесо продолжая вращаться, раздробило обтекатель, остановленный на стойке шасси для того, чтобы вода не попадала в двигатель.
Обломки обтекателя полетели вверх под левое крыло и в нескольких местах пробили топливный бак номер 5. Из него потекло горючее, которое немедленно воспламенилось. Сразу же обнаружились сбои в работе двигателя номер 1, а позднее двигателя номер 2, установленных под левым крылом. Экипаж быстро заглушил второй двигатель, который в этот момент работал в замедленном режиме. После этого командир экипажа сообщил, что шасси убрать не удается.
"Конкорд" продолжал лететь на малой высоте. Затем исчезла тяга в первом двигателе, и самолет стал заваливаться на левое крыло. После этого стала пропадать тяга в двигателях номер 3 и 4, расположенных под правым крылом. Самолет потерял высоту и упал на расстоянии в 9500 метров от конца взлетно-посадочной полосы. Баки "Конкорда" были заправлены под завязку. Из огня никого спасти не удалось.
Роковая пластина
Таким образом, одной из главных "виновниц" падения авиалайнера, стала отвалившаяся 42-сантиметровая пластина, которая крепила кожух реверсора тяги на третьем двигателе самолета DC10 авиакомпании Continental Airlines. Ее установили в ходе работ, проводившихся службой технической поддержки авиакомпании в Хьюстоне 9 июля 2000 года. Как отмечается в докладе BEA, эта деталь в принципе не является важной для полета. Отчасти, может быть, из-за этого она была установлена с нарушением технологических требований, предписанных производителем.
Вместо требуемой по инструкции пластины из нержавеющей стали была установлена деталь из титана. Для ее крепления по инструкции требовалось 12 дырок, в то время как на крепеже их насчитали в три раза больше - 37. Кроме того, чтобы закрепить пластину техники использовали клей-замазку, что вообще не практикуется. Вследствие многочисленных недочетов, пластина держалась не так крепко как должна была.
При этом обращает на себя внимание, что 9 июля пластину меняли уже во второй раз. Перед этим ее заменили в июне 2000 года в Тель-Авиве. Однако спустя месяц она вновь оказалась покореженной, и никто не счел нужным выяснить, почему деталь изнашивается так быстро. Ответственность за это лежит, как полагают в французской прокуратуре, на механике авиакомпании и начальнике службы технической поддержки - Джоне Тэйлоре и Стенли Форде. Хотя, конечно, никого не мог предполагать, что она попадет под шасси "Конкорда".
Недостатки конструкции
Еще одной причиной, по мнению комиссии, стали недостатки в конструкции самого "Конкорда", а именно слабая защита топливных баков от внешних повреждений. Ее слабость никак не проявлялась первые пять лет эксплуатации самолетов. Однако в июне 1979 года в вашингтонском аэропорту Даллас случился инцидент, очень похожий на тот, который произошел под Парижем в 2000 году.
Тогда при взлете у "Конкорда" Air France, следовавшего рейсом в AF 054 в Париж, лопнула шина на двух колесах шасси и обломки прошили обшивку топливного бака левого крыла. Самолет взлетел. Службы аэропорта передали экипажу, что за "Конкордом" наблюдается дымовой шлейф, вероятно вызванный утечкой горючего. Спустя 24 минуты самолет вернулся, совершив экстренную посадку.
После этого похожие инциденты, по некоторым данным, наблюдались не раз. Конструктору самолетов, корпорации EADS, которая в то время носила название Aerospaciale, предложили внести технические усовершенствования - установить дополнительный защитный кожух на топливные баки. Однако этого сделано не было. Таким образом, как полагает французская прокуратура, лица из концерна EADS и Управления гражданской авиации - Анри Перье и Клов Францен - также могут быть косвенно причастны к гибели людей во время авиакатастрофы "Конкорда" в 2000 году.
Случайность и судьба
В принципе выявленные причины падения "Конкорда" можно рассматривать как случайности. Они объясняют происшедшее, но могут ли они стать доказательствами чей-то конкретной вины? И совсем уже неподдающимся объяснению кажется следующий факт. После происшествия в вашингтонском аэропорту Даллас Air France потребовала от EADS предоставить ей новый самолет - потерпевший аварию "Конкорд" восстановлению не подлежал.
Новая машина, названная Sierra Charlie, была продана авиакомпании 17 июня 1979 года за символическую цену в один французский франк. Спустя 21 год, 25 июля 2000 года, именно этот самолет разбился в аэропорту Шарль де Голль.
Кого тут винить…