КИБ с двумя неизвестными

Закончился первый день заседаний конференции "Интернет и бизнес"

Вечером 16 апреля в подмосковном пансионате "Бор" открылась третья конференция "Интернет и бизнес" (КИБ). Для участия в КИБе зарегистрировалось свыше 3500 человек, которым за два дня предстояло выбрать и посетить десяток мероприятий из семидесяти. Корреспондент Ленты.ру постарался побывать на самых интересных.

Неизвестный Рунет

Начался КИБ с традиционного потока цифр, который протранслировал в зал президент Ассоциации "Интернет и бизнес" Алексей Беляев.

Рунет по Беляеву вкратце выглядит так. Это 90 миллионов почтовых аккаунтов на примерно 20 миллионов рунетчиков (последнее - данные ФОМ). Это петабайт почты только на серверах Mail.ru. Это пятнадцатикратный (!) рост за год числа профилей в социальных сетях - с трех до сорока пяти миллионов. Это готовность рынка интернет-рекламы перешагнуть в 2008 или начале 2009 года отметку в миллиард долларов.

Беляев также подчеркнул, что по данным TNS, с лета 2007 года Москва стала широкополосной. Доля выделенок в общей статистике подключений достигла 87 процентов. Впрочем, в регионах пока широкая полоса не так распространена.

Аналитики говорят, что провинция отстает от столицы на пару лет. Пожалуй, это они повторяют как раз года два. За это время в их анализе появились только слова о том, что теперь в регионах создана ситуация для конкуренции.

Не обошлось без прогнозов. Алексей Беляев предположил, что в рекламе все чаще будет использоваться сложный таргетинг - настройка показов пользователям по большему числу параметеров, чем сейчас.

Кроме того, были предсказаны одновременно усиление внимания государства к интернету и рост активности иностранных инвесторов.

Довольно ожидаемы и другие предсказания. 2008 год, по мнению Беляева, будет годом тяжелого контента, такого как видео, годом онлайн-продаж музыки, роста полноценного доступа в интернет с мобильников и насыщения сегмента социальных сетей. Президент АИБ признался, что не верит в повторение пятнадцатикратного роста.

Неизвестная Россия

Своя порция цифр была и у Руслана Тагиева из TNS Gallup Media. Это компания, которая в глазах инвесторов заменяет анализ показаний счетчиков собственной статистикой, основанной на анализе истории посещения сайтов определенной группой пользователей.

На КИБе эта компания известна еще и множеством вводящих в ступор плакатиков вроде "Площадь круга в 99,9 процента случаев равна пиэр квадрат", "0,013 процентов всей своей жизни человек проводит в лифте" и "Входящий трафик обычно равен исходящему".

Так вот, аналитики TNS представили демографический портрет интернет-пользователей. Первое, о чем Руслан Тагиев сообщил, это то, что население России вовсе не 142 миллиона человек. Рекламщиков и их коллег, пояснил он, интересует гораздо более узкая группа людей. Например, если взять только городское население, отсечь всех младше 16 лет и старше 55, то получится лишь 58 миллионов человек.

Тагиев показал историю демографических кризисов в России, где первый пришелся на Великую отечественную войну, второй на шестидесятые годы, а третий - на социально-экономический кризис девяностых. В настоящее время в России лишь десять процентов населения приходится на возрастную группу от 0 до 9 лет.

TNS также удалось составить график ценностей российских граждан. Оказалось, что для девушек и женщин до 35 лет самым важным является семейное счастье и любовь. Для мужчин это развлечения и деньги, а позднее - интересная работа.

Любопытно, что любовь после 35 лет не волнует никого, а в возрасте от 55 лет людей начинают волновать лишь здоровье и жизненная мудрость.

В целом в интернете появляется все больше пользователей старшего возраста. При этом в двух самых молодых группах показатель проникновения интернета равен или превышает 90 процентов.

И в Москве и в регионах больше всего любят искать информацию в Сети и читать новости. 92 процента рунетчиков хотя бы раз в месяц обращается к социальным сетям и блогам, а 85 процентов регулярно читают новости.

При этом граждане в возрасте от 12 до 24 лет активнее всего выходят в интернет вечером, а вот более взрослые представители группы от 25 до 44 лет - два раза за день. В первый раз, когда сидят на работе, а второй - когда доезжают до дома. Нового здесь то, что его совсем недавно вечернего всплеска активности у этой группы не было, выход в интернет из дома массово начал появляться недавно.

Крупные порталы вроде Mail.Ru и Yandex.ru имеющийся лишний трафик перераспределяют на внутренние проекты, даром что их посещает до шестидесяти процентов московских пользователей.

Куда ведет какая ссылка

Одним из самых интересных стал доклад Льва Глейзера из Mediaselling, скромно озаглавленный "Трафик". Глейзер описал рынок торговли трафиком. Объем этого рынка в России, по его мнению, составляет 100 миллионов долларов.

По прикидкам докладчика, в Рунете в день показывается три миллиарда страниц и осуществляется около миллиарда переходов на другие страницы. При этом продается переходов только на 15 миллионов показов.

Это семь миллионов показов контекстной рекламы, четыре миллиона показов за счет поисковой оптимизации, по три мииллиона на агрегаторы и баннерообменники и всего милллион показов - на размещенную медийную рекламу. Таким образом, полтора процента всего трафика Рунета может быть почти немедленно превращена в деньги.

Покупают ссылки стартапы, новостные издания, медиабренды. Продают ссылки, а значит и трафик, агрегаторы новостей, сайты развлечений и крупные порталы. При этом сайты развлечений очень посещаемы и требуют минимальных затрат на свое содержание. Возможно, продавцами станут и социальные сети.

Глейзер признался, что не знает ни одного стартапа, который для раскрутки не купил бы трафик, причем плохой.

Причина закупки трафика издательскими домами проста - их офлайновые статьи неинтересны онлайновому читателю. Убедившись в том, что ни журнальная, ни телереклама не дают нужного эффекта, они покупают посетителей на стороне. В конце концов все заканчивается тем, что реклама на интернет-ресурсе продается в пакете с рекламой на других носителях.

Интересно, что существующая практика покупки трафика привела как минимум к двум негативным последствиям. Во-первых, в Рунете возобладали "желтые" новости. Во-вторых, это смена модели поведения пользователей. Теперь они знают, что баннеры и ссылки часто могут их обмануть.

"Лес" в "Бору"

Параллельно КИБу проходила так называемая "партизанская" конференция "Лес". Около десятка организаторов провели серию игр для всех желающих, настроенную на генерацию идей, обсуждение неожиданных вопросов, и прочие командные занятия под лозунгом Contribute or GTFO.

В одном случае предлагалось придумать сервис, учитывая две тенденции в интернете, которые заметили другие люди. В другом - сделать экспресс-доклад на тему, которая волнует другого участника. Больше всего спонтанная коллективная работа оказалась похожа на гибрид секты, психологического тренинга и собрания анонимных алкоголиков - но со знаком плюс.

Лесники были не единственными, кто пытался использовать конференцию для генерации свежих идей, а не обсуждения старых. Так же поступили, например, организаторы секции "Мозговой штурм: предоставление сервисных API и приложений через интернет". Несмотря на страхолюдное название, суть секции проста - собрать 10-15 человек, сгенерировать несколько идей и разнести их в пух и прах.

Надо сказать, что на КИБ приехало множество людей, для которых это первая интернет-конференция и погружение в ее проблемы. Для тех, кто только хочет разобраться в том, как связаны интернет и бизнес, подобные упражнения бесценны, хотя практическая польза от них невелика. Как сказал один прохожий: "С реальными идеями бы разобраться, не то что с виртуальными".

Загадочный инвестор

Самое интересное организаторы КИБа приберегли напоследок. Главред Roem.ru Юрий Синодов выступил с докладом "О чем молчат инвесторы", выразительно промолчав об источниках своей информации.

Только за 2007 год, по данным Синодова, в России было сделано инвестиций на 300-400 миллионов долларов. Несмотря на неплохие темпы роста, больших денег в стране нет, и даже малая сумма сделает инвестируемого счастливым, считает он.

Он вкратце описал, как инвесторы ставят своих клиентов в зависимость от себя, и зачем, например, им нужно затягивание сделки. Синодов подчеркнул, что чаще всего у авторов проектов алчность объединена с иллюзиями в голове.

При этом направлений инвестирования может быть несколько - например, "неблагородные" отрасли вроде массовой регистрации доменных имен или скупке западных проектов.

Сами инвесторы назвали доклад, а особенно прикидки объемов вложений по каждому из крупных участников рынка, не имеющим ничего общего с тем, как устроен мир.

Между тем один из слушателей (это был Кирилл Готовцев из агентства "Маньяко") не выдержал и заявил инвесторам, что в 2008 году не "выстрелил" ни один проект, в который вложились в 2007 году. Он заявил: "Вы не сделали ни хрена!".

Аудитория с удовольствием переключилась на анализ ошибок инвесторов. Те заскучали и по окончании заседания растворились в кулуарах.

Интернет и СМИ00:0118 ноября

«Ой, а разве “Работница” еще жива?»

Этот журнал пережил войну и советскую пропаганду. И до сих пор на плаву