Выигрышное положение Пока демократы выясняют отношения, республиканец спокойно продвигается к Белому дому

В то время как внимание прессы приковано к интриге предвыборной гонки демократов, у республиканцев давно определился единый кандидат. Таким образом, Джон Маккейн оказался в заведомо выигрышном положении, ведь его предвыборный штаб получил возможность сосредоточиться на финале кампании: общем голосовании, которое состоится в ноябре.

Барак Обама и Хиллари Клинтон увлеклись взаимными нападками. Им приходится тратить немалые средства на агитацию перед праймериз, а также бороться за поддержку суперделегатов. Расписание предварительных выборов ограничивает их в выборе мест для проведения мероприятий: они просто не могут позволить себе разъезжать по всей стране и объяснять избирателям, что следующим президентом США должен быть избран именно демократ. В прессе время от времени появляются сообщения о том, что кандидаты очень устали и с трудом выдерживают напряженное расписание. Ни Клинтон, ни Обама не намерены отказываться от предвыборной гонки до партийного съезда, назначенного на конец августа, поэтому к финальной схватке кандидат от демократов может прийти не в лучшей форме.

Джон Маккейн, напротив, не привязан к предстоящим республиканским праймериз. Он уже заручился поддержкой достаточного числа делегатов, и все его соперники вышли из предвыборной гонки. При этом многие из них призвали своих сторонников поддержать в ноябре сенатора Маккейна.

Еще одним горячим сторонником Маккейна является действующий президент США Джордж Буш. Он неоднократно заявлял, что сделает все необходимое для того, чтобы его преемником стал республиканец. Буш, прекрасно осведомленный о своем низком рейтинге, даже пошутил, что готов поддержать Обаму или Клинтон, если это поможет Маккейну победить. Впрочем, 72-летний сенатор тоже относится к поддержке со стороны Буша и администрации настороженно. Кандидату явно не понравилось, что демократы попытались прозвать его "McSame", намекая на то, что Маккейн ничем не отличается от Буша.

Как известно, одним из факторов, негативно сказавшихся на популярности Джорджа Буша, стали действия администрации после урагана "Катрина" в 2005 году. Проявления бюрократии и недостаточно оперативные действия властей замедлили процесс оказания помощи пострадавшим, после чего рейтинг президента заметно упал. Согласно результатам опросов, проведенных через несколько недель после урагана, больше половины американцев были уверены: Буш сделал не все возможное.

Джон Маккейн сумел занять позицию, которая является для него наиболее выгодной. С одной стороны, он не отказывался от поддержки Буша, которая все же имеет значение для тех избирателей, которые довольны результатами деятельности президента. С другой стороны, кандидат не упустил случая раскритиковать действия Буша после "Катрины", причем сделал это во время выступления перед жителями штата Луизиана, который особенно сильно пострадал от урагана.

Правда, маневр Маккейна не остался незамеченным: Джордж Буш прокомментировал отсутствие соратника по партии на торжественном ужине в Белом доме так: "Джон Маккейн сегодня не пришел. Наверное, он хочет дистанцироваться от меня. Что ж, он не одинок: Дженна тоже переезжает". Сравнив кандидата со своей дочерью, Буш ненавязчиво намекнул Маккейну: что бы тот ни говорил, в умах избирателей их имена связаны.

Представители предвыборного штаба Маккейна утверждают, что им все равно, кто из демократов станет его соперником в финале. Однако нападки сторонников Маккейна и самого кандидата чаще оказываются направлены на Барака Обаму. При этом сенатор не опускается до личной критики в адрес соперника. Он публично ставит под сомнение эффективность экономической политики, которую намеревается проводить Обама, осуждает пастора Иеремию Райта, в дружеских связях с которым уличили чернокожего кандидата, но не позволяет себе нападать на Обаму так, как это делает Хиллари Клинтон.

С самого начала предвыборной гонки Маккейн настаивал на честном ведении борьбы. Он много раз одергивал слишком усердных сторонников Республиканской партии, которые не гнушались методами черного PR в поддержке Маккейна. Так, на минувшей неделе Джон Маккейн призвал республиканцев из Северной Каролины не выпускать в телевизионный эфир ролик, где Обаму называли слишком экстремальным для этого штата. А когда у журналистов и политиков вошло в привычку называть чернокожего сенатора полным именем – Барак Хусейн Обама – именно Маккейн попросил их никогда больше так не делать. Имя "Хусейн" вызывает у американцев не самые приятные ассоциации, но Джону Маккейну не хотелось завоевывать неопределившихся избирателей столь сомнительным путем. Он пообещал вести предвыборную кампанию уважительно и критиковать не личности соперников, а их предвыборные программы, и, конечно, обращаться к ним "сенатор". Эти обещания Маккейн соблюдает неукоснительно.

Безупречное поведение Маккейна позволяет ему уклоняться от нападок СМИ, предпочитающих поддерживать демократов. Когда в газете The Los Angeles Times была опубликована статья, указывавшая на то, что в опубликованной недавно декларации кандидата значится необлагаемая налогами пенсия по инвалидности, сотрудники штаба Маккейна ответили, что здоровье кандидата позволяет ему справляться с нагрузками предвыборной кампании и он будет в состоянии управлять страной, несмотря на операции по поводу меланомы и многочисленные переломы, полученные еще во вьетнамском плену.

Немногим ранее демократы раскритиковали сенатора за те же самые декларации. Дело в том, что Маккейн воздержался от публикации финансовых документов своей супруги, которая унаследовала компанию по продаже пива. Согласно обнародованным сведениям, в 2007 году доходы Маккейна были в десять раз меньше, чем у Барака Обамы с супругой, однако семья Джона Маккейна входит в пятерку самых обеспеченных семейств конгрессменов. Сторонники Маккейна ответили тем, что благосостояние Синди Маккейн не имеет отношения к предвыборной кампании ее мужа. Скандала не получилось.

Журналисты The New York Times нашли в списках элитных доноров кампании Маккейна (туда попали те, кто собрал для кандидата более ста тысяч долларов) несколько десятков лоббистов, однако республиканцы заявили, что хорошие личные отношения с некоторыми лоббистами не делают кандидата марионеткой. Действительно, Маккейн никогда не скрывал, что в ходе кампании берет у лоббистов деньги, но это не мешало ему время от времени противостоять интересам крупных компаний.

Наконец, та же The New York Times поймала кандидата на том, что он совершал перелеты на частном самолете, принадлежащем его супруге, и уплатил за это более двухсот тысяч долларов из предвыборного фонда. При этом сумма была явно занижена: в те же двести тысяч долларов кандидату обошлись бы перелеты в первом классе обычных самолетов, но никак не использование личного воздушного транспорта. По этому поводу сторонники Маккейна просто заявили, что не видят здесь ничего плохого или противозаконного.

Опросы USA Today, проведенные 18-20 апреля, показывают, что преимущество Клинтон и Обамы перед Маккейном не превышает возможной погрешности: бывшая первая леди опережает его на шесть процентов, а чернокожий сенатор всего на три. А ведь всего полгода назад демократы были абсолютно уверены в своей победе – всем казалось, что американцы не захотят, чтобы сорок четвертым президентом США стал республиканец.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше