Дельный совет

Президент Медведев утвердил новый состав Совета безопасности РФ

25 мая президент России Дмитрий Медведев подписал указ, в соответствии с которым был сформирован новый состав Совета безопасности страны. В него вошли председатель правительства Владимир Путин, директор ФСБ Александр Бортников, главы обеих палат парламента, министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, глава администрации президента и ряд других высших чиновников. В Совбез не был включен входивший в него ранее вице-премьер Сергей Иванов, зато туда впервые был введен глава Госнаркоконтроля, которым стал бывший помощник президента по кадровым вопросам Виктор Иванов.

Формально Совет безопасности может считаться важным государственным органом, поскольку он, ни больше ни меньше, должен готовить решения президента по вопросам стратегии развития страны. Но это только формально, в действительности же функции Совбеза, по сути, свелись к периодическим заседаниям с непонятными решениями, и заметного места в российской властной иерархии он не занимает.

К такому положению дел привели два обстоятельства. Во-первых, Совет безопасности играл бы большую роль, если бы РФ проводила более активную, а значит конфликтную, внешнюю политику, а также масштабные внутренние реформы. Однако в нынешней ситуации, когда внешняя политика, как и внутренняя, служит в основном целям обеспечения хозяйственной деятельности страны и отдельных корпораций, Совбез не может занимать заметного места в политической системе. Министрам обороны, иностранных дел и главе внешней разведки практически нечего координировать в ситуации, когда внешняя политика сводится к прокладке очередного нефтепровода. Внутренняя политика также определяется хозяйственными интересами и противоречиями, которые решаются в соответствующих структурах и на официальное обсуждение, как правило, не выносятся.

Во-вторых, по мнению экспертов, в российских условиях межведомственные объединения вообще не могут набрать вес, так как у них отсутствуют собственный аппарат, иерархия чиновников, силовые структуры и т.п. Поэтому Совет безопасности в реальности является лишь консультативным органом при президенте. Жизнь в Совбезе поддерживается, видимо, на всякий случай, если он вдруг понадобится.

Учитывая все это, трудно назвать удаление из Совбеза Сергея Иванова заметным поражением последнего. Точно также включение туда бывшего начальника по кадрам администрации Владимира Путина, а ныне директора Госнаркоконтроля Виктора Иванова не выглядит триумфом "силовиков". Другое дело, что это может быть проявлением новой расстановки сил, которая действительно изменилась. Но даже лишение Сергея Иванова статуса первого вице-премьера не все источники называли большим понижением, поскольку формальная иерархия часто не совпадает с возможностью доступа к премьеру, которая и определяет характер принимаемых решений. Уход из Совбеза бывшего премьера, а ныне первого вице-премьера Виктора Зубкова не особенно удивляет, учитывая непродолжительность его пребывания на вершинах властной пирамиды.

До последнего времени пост секретаря Совбеза, который в итоге занял бывший директор ФСБ Николай Патрушев, считался чем-то вроде заслуженной пенсии. Судя по тому, с какой высоты Патрушев на него угодил, это похоже на правду. Противоположная точка зрения, согласно которой именно после назначения такого важного в прошлом чиновника на этот пост данная структура как раз оживет, не кажется убедительной. В современной России, стране, если говорить объективно, со скромными внешнеполитическими амбициями и внутренней политикой, в которой большую роль играют теневые экономические схемы и процессы, Совет безопасности не может служить местом, выдвигающим его начальника в первые ряды российских политиков.

Конечно, Совбез - орган в каком-то смысле легендарный. Список входивших в него с 1992 года чиновников можно читать как учебник истории. Там значатся Александр Руцкой с экзотической должностью вице-президента России, Егор Гайдар, Павел Грачев, Александр Лебедь и другие заметные персоны. Однако в Конституции о Совете безопасности сказано только то, что его формирует и возглавляет президент. Функции Совбеза описаны в Положении, утвержденном президентом в 2004 году, а значит, могут быть в любой момент изменены.

Что до Сергея Иванова, то, судя по внешним признакам, звезда его действительно закатилась. Обсуждался вариант, в соответствии с которым в виде компенсации за поддержку Дмитрия Медведева в качестве преемника он должен был хотя бы получить пост секретаря Совбеза, который когда-то уже занимал. Как видим, этого не произошло. По мнению экспертов, Иванова подвело то, что он не мог скрыть президентских амбиций, а затем не до конца спокойно воспринял выдвижение в президенты Медведева. Согласно утвердившейся в российских властных кругах практике, однажды отошедшие на второй план политики на вершину власти уже не возвращаются.