Пустые баки

Сотням туристов пришлось ночевать во "Внуково" из-за задержки рейсов в Египет и Турцию

Отпускной сезон в Москве еще не начался, а у авиакомпаний уже возникли сложности с перевозкой пассажиров по самым популярным направлениям – в Египет и Турцию. "Атлант-Союз", компания, принадлежащая правительству Москвы, вынуждена была задержать девять рейсов из-за банальной нехватки топлива. В дефиците авиакеросина перевозчик винит поставщика топлива, а поставщик – РЖД.

Первое сообщение о том, что самолеты "Атлант-Союза" не могут вылететь из аэропорта "Внуково" появились 28 мая во второй половине дня. Авиакомпания опубликовала специальный пресс-релиз, в котором говорилось, что пять чартерных рейсов задерживаются более чем на восемь часов из-за отсутствия топлива у поставщика – компании "Топливное обеспечение аэропортов" (ТОАП). Эта компания считается лидером на рынке авиационного керосина, поскольку реализует около 35 процентов от его общего объема, а клиентами ТОАП являются многие крупные перевозчики, в том числе "Трансаэро", "Сибирь" (S7) и "КрасЭйр".

Естественно, что не предупрежденные заранее россияне, собравшиеся лететь в отпуск, стали скапливаться в аэропорту "Внуково". Их, по уверениям "Атлант-Союза", обеспечивали питанием и номерами в гостинице, однако в интервью российским телеканалам пассажиры утверждали, что условия ночевки оказались плохими, а за еду приходилось платить из собственного кармана. Но даже у тех, кому повезло и кого разместили нормально, настроение вряд ли улучшилось – одно дело ночевать в гостинице в Шарм-эль-Шейхе или Анталии, а другое – в Подмосковье или Москве.

Многие пассажиры уже заявили, что намерены добиваться возмещения ущерба у "Атлант-Союза", несмотря на то, что компания объявила о своей невиновности.

В свою очередь в авиакомпании пояснили, что у нее нет задолженности перед ТОАП. Из этого можно сделать вывод, что ответственность за задержки рейсов лежит именно на топливной компании, однако в ТОАП считают по-другому. Как пишет газета "Коммерсант", руководство ТОАП признало, что задолженности у "Атлант-Союза", действительно, нет, однако в отсутствии топлива в аэропорте виноваты вовсе не они, а госмонополия "Российские железные дороги".

По данным представителей ТОАП, компания не отгружала авиатопливо с нефтеперерабатывающих заводов из-за того, что РЖД не дала им цистерны. Это связано с тем, что они находятся в процессе переоформления на баланс "Первой грузовой компании", дочернего предприятия госмонополии.

В РЖД с мнением ТОАП не согласились. По данным компании, цистерны не были доставлены из-за того, что за первые две недели мая ТОАП не подавал на них заявки. Потом поставщики топлива потребовали двойной объем цистерн, который, судя по всему, в РЖД предоставить не смогли.

Цепочка виновных, как всегда в таких случаях, может продолжаться бесконечно – "Атлант-Союз" обвиняет ТОАП, ТОАП – РЖД, РЖД – еще кого-нибудь, и так до бесконечности, пока дело не дойдет до какого-нибудь рядового рабочего Иванова или Петрова. Отвечать по искам, тем не менее, придется "Атлант-Союзу" и, косвенно, правительству Москвы, ведь именно ему принадлежит авиакомпания.

Случайность или тенденция?

Изначально "Атлант-Союз" заявил о задержке только пяти чартеров. Потом их количество выросло до девяти. Если учесть, что рейсы должны были совершаться на Ил-86, которые берут на борт до 300 человек, количество пострадавших могло достичь 2700 человек. Хотя вероятно, что на самом деле их было чуть меньше – рейсы очень редко заполняются на все сто процентов. По информации "Коммерсанта", размещать в гостиницах пришлось около 600 человек.

К утру 29 мая вылететь по своим маршрутам смогли семь из девяти лайнеров, а два других в Хургаду планируется отправить в 15:00 и 15:20 по московскому времени.

Авиакомпания смогла справиться с топливным кризисом при помощи аэропорта "Внуково", контрольный пакет которого также принадлежит правительству Москвы. Службы аэропорта предоставили "Атлант-Союзу" топливо из своих запасов. Их хватило на то, чтобы отправить несколько рейсов в Турцию и Египет, а оставшиеся лайнеры отправить для заправки в ближайшие аэропорты.

Как быстро наладится обеспечение топливом аэропорта "Внуково", пока, естественно, неизвестно. По утверждению ряда СМИ, в Москве вполне может разразиться топливный кризис, поскольку количество перевозок постоянно растет. В этих условиях авиакомпании требуют все больше топлива, которое близлежащие нефтеперерабатывающие заводы обеспечить не смогут – начало летнего сезона наложилось на ремонт Московского, а также Рязанского и Киришского НПЗ.

Тем не менее, в других крупных аэропортах московского авиационного узла утверждают, что пока не испытывают дефицита топлива, а в "Шереметьево" даже выделили дополнительное топливо для "Внуково". В "Домодедово" признали, что запасы снижены, однако это не помешает самолетам отправляться по расписанию. Это значит, что пока инцидент с "Атлант-Союзом" можно считать лишь неприятной случайностью, а не тенденцией отпускного периода.