44-летний немецкий инженер Вернер Франц Г. в 2004 году решил поправить собственное финансовое положение, передав российской Службе внешней разведки некоторые сведения о вертолетах компании Eurocopter. Насколько законными были действия Вернера Франца и можно ли назвать инженера шпионом, на следующей неделе решит суд.
Следствие установило, что обвиняемый в шпионаже немец (есть неофициальная информация, что его фамилия - Грейпл) контактировал с российской разведкой на протяжении двух лет. До этого он несколько лет работал в компании Eurocopter, а на момент выхода на связь с российскими спецслужбами, по его собственному признанию, испытывал денежные затруднения.
С 2004 по 2006 годы экс-сотрудник Eurocopter встречался со своими российскими заказчиками как на территории Германии, так и в Австрии, и в Хорватии. Встречи назначались через анонимные электронные почтовые ящики. По некоторым сведениям, с Вернером Францем Г. контактировал бывший сотрудник Федерального космического агентства РФ Владимир Вожжов, в прошлом году арестованный в Австрии за шпионаж и отпущенный на свободу после того, как выяснилось, что он имеет дипломатический иммунитет.
В общей сумме полученные от Вернера Франца Г. сведения обошлись РФ в 13 тысяч евро (20,5 тысяч долларов), считают следователи. Немец потратил эти деньги на организацию собственного консалтингового бизнеса.
Впрочем, бизнесом ему пришлось заниматься недолго. В апреле 2007 года инженер был арестован, весной 2008 ему предъявили обвинения, а 10 июня открылось первое заседание суда по делу о шпионаже.
Упираться Вернер Франц Г. не стал. Он сразу же признал факт передачи информации иностранцам, однако заявил, что секретной эта информация не являлась. По словам инженера, он снабжал российских разведчиков сведениями исключительно о гражданских вертолетах, большинство из которых разрешено экспортировать в РФ.
Бывший работодатель, по всей видимости, не особенно обиделся на Вернера Франца Г. В компании EADS, в которую входит Eurocopter, заявили, что сотрудничество их экс-работника с российскими спецслужбами не нанесло бизнесу никакого ущерба. По крайней мере, такова их позиция на данный момент.
Однако обвинение полагает, что действия Вернера Франца Г. были вовсе не такими невинными, как кажется на первый взгляд. Предполагается, что информация о гражданских вертолетах вполне могла использоваться Россией для изучения военных модификаций этих машин. Так или иначе, инженера обвиняют в продаже российским спецслужбам "преимущественно промышленной, но также и военной" информации. Прокурор заявил, что грань между промышленным и военным шпионажем не является четкой и однозначной.
Думал ли обо всем этом сам инженер, когда решался на сотрудничество с россиянами? Неизвестно. "Он знает, что совершил огромную ошибку", - заверил судей адвокат инженера. В то же время Вернер Франц Г. утверждает, что предъявленные обвинения его изумляют. К слову, то же самое чувство инженер испытывал и при аресте в прошлом году. Возможно, в ближайшее время он будет удивлен еще сильнее: по закону предприимчивому немцу грозит пять лет тюремного заключения.
Жесткую позицию обвинения вполне можно понять. Согласно недавно обнародованному министром внутренних дел Германии Вольфгангом Шойбле докладу о деятельности контрразведки за 2007 год, Россия и Китай наиболее активно из всех зарубежных стран занимаются в Германии промышленным шпионажем. Российские разведчики, по сведениям немцев, заняты добычей сведений в автомобильной и химической отраслях промышленности, интересуются исследованиями в области возобновляемых источников энергии, проявляют любопытство в отношении телекоммуникационных технологий, а также охотятся за информацией о новых вооружениях.
Немецкая сторона утверждает даже, что задачу поддерживать отечественную промышленность российским спецслужбам дал лично предыдущий президент РФ Владимир Путин. Таким образом, существует вероятность, что возможность подзаработать путем сотрудничества с российской разведкой в последние годы представилась не одному Вернеру Францу Г.