Новости партнеров

Богат и славен

Барак Обама отказался от денег американских налогоплательщиков

На протяжении всей первой половины ХХ века американские законодатели прилагали поистине титанические усилия к тому, чтобы ограничить влияние богачей и корпораций на политический процесс. Эти усилия увенчались принятием в 1971 году Закона о контроле над федеральными выборами и созданием Федеральной избирательной комиссии в 1975 году. Тогда же были приняты правила бюджетного финансирования избирательных кампаний. Впервые все эти нормы были применены на президентских выборах 1976 года и с тех пор работали если не безошибочно, то, по крайней мере, бесперебойно. До 19 июня 2008 года.

Как устроено бюджетное финансирование президентской кампании

Начиная с 1973 финансового года, в формах налоговых деклараций американских граждан появился пункт: "Хотите ли вы, чтобы один доллар [ныне – три доллара] из ваших налогов были направлены в Фонд финансирования избирательных кампаний)?" Федеральная избирательная комиссия, ответственная за финансовый надзор над президентскими выборами и выборами в Конгресс, распределяет деньги из этого фонда между теми партиями (или выдвигаемыми ими кандидатами), которые на предыдущих выборах набрали хотя бы пять процентов голосов. Идея тут в том, чтобы кандидат меньше зависел от спонсоров, то есть, в конечном счете, в ограничении лоббизма.

Принимая бюджетное финансирование, кандидат соглашается на ограничение объема своего предвыборного фонда. Все деньги, собранные им от спонсоров сверх лимита, он не имеет права потратить на кампанию и должен вернуть. Кроме того, Федеральная избирательная комиссия получает дополнительные полномочия в том, что касается аудита кампании кандидата.

Лишь около 10 процентов американских налогоплательщиков соглашаются, чтобы деньги из их налогов поступали в Фонд финансирования избирательных кампаний. Многие политики, в том числе и оба кандидата в президенты США - республиканец Джон Маккейн и демократ Барак Обама - неоднократно высказывались за реформирование существующей системы. (Тут должна была быть цитата из известной басни Ивана Крылова о птице, рыбе и членистоногом, которые безуспешно пытаются совершить некое совместное действие по перемещению в простарнстве. Но не будет. Банально.)

Кандидат может получить бюджетные деньги как на кампанию праймериз, так и на собственно предвыборную кампанию. Первым кандидатом, который отказался от бюджетного финансирования на праймериз, был Джордж Буш в 2000 году. В 2008 году многие кандидаты предпочли не отягощать себя ограничениями, которые накладывает бюджетное финансирование, и решили обойтись своими собственными и спонсорскими деньгами.

Казус Маккейна

Кандидат в президенты от Республиканской партии Джон Маккейн на протяжении своей долгой карьеры в Сенате неоднократно выступал за максимально жесткий контроль за финансированием избирательных кампаний и максимально строгие ограничения в этой сфере. Он прославился как борец с лоббизмом: в 2002 году был одним из разработчиков закона, ограничивающего пожертвования партиям от корпораций и профсоюзов, в 2005-м – инициатором преследования скандально известного лоббиста Джека Абрамоффа, признавшегося в попытках подкупа должностных лиц.

Маккейн всегда был поклонником системы бюджетного финансирования, которая, по его мнению, гарантирует независимость кандидата от воротил большого бизнеса. Тем более неприятна для него была история, приключившаяся в ходе этой кампании.

Маккейн был одним из немногих кандидатов, кто попросил Федеральную избирательную комиссию дать ему денег на праймериз. Это было в ноябре 2007 года. Он просил 5,8 миллиона долларов (всего ничего, учитывая нынешние объемы предвыборных фондов). И тут выяснилось, что чуть раньше Маккейн взял в банке 4-миллионный кредит на продолжение кампании. У комиссии возникли подозрения, что в качестве обеспечения кредита он предложил банку те самые бюджетные деньги.

Избирательная комиссия отказала Маккейну. Тогда тот заявил, что отказывается от бюджетного финансирования. А в напряженном феврале 2008 года, когда был супервторник, праймериз в Техасе, Огайо, когда Маккейн гарантировал себе выдвижение от Республиканской партии, его расходы достигли пика. Тут-то и вспомнилось, что аризонский сенатор, хоть и не получил бюджетных денег, но заявку-то на них подавал.

Избирательная комиссия настаивала, что Маккейн уже включен в систему бюджетного финансирования, и для выхода из нее требуется согласие комиссии. Юристы кандидата заявляли, что согласия не нужно, раз он все равно не получил ни копейки из бюджета.

Так или иначе, комиссия не смогла ничего сделать Маккейну, поскольку в ней сейчас официально два члена (при кворуме в четыре), да и те с истекшими полномочиями – это отголоски длящегося уже больше года противостояния демократов и республиканцев в Сенате, который утверждает членов комиссии, по поводу выдвинутых кандидатов.

Что касается собственно избирательной кампании, Маккейн заявил, что твердо намерен воспользоваться бюджетными деньгами.

Казус Обамы

Отказ кандидата в президенты США от Демократической партии Барака Обамы от бюджетного финансирования своей кампании (соответствующее заявление он сделал 19 июня) – это, во-первых, нарушение традиций. За больше чем тридцатилетнюю историю действующей системы финансирования избирательных кампаний никто, начиная с Джеральда Форда и Джимми Картера в 1976 году, не отказывался от бюджетных денег на "финишной прямой".

Во-вторых, это проявление крайней самоуверенности: Обама дает понять, что ему не нужна никакая посторонняя помощь в предвыборной кампании. Надо признать, у него есть для этого основания. По состоянию на конец апреля, Обама за счет частных пожертвований собрал в свой предвыборный фонд 265 миллионов долларов. Маккейн собрал 115 миллионов (данные на конец мая). Это отчасти компенсируется тем, что Республиканская партия гораздо богаче Демократической. Партийными финансами распоряжаются национальные комитеты, и их можно тратить на поддержку кандидатов в президенты.

В-третьих, это нарушение обещания, данного Обамой на ранних этапах кампании. Тогда он заверял, что в случае своего выдвижения приложит все усилия к тому, чтобы сохранить систему бюджетного финансирования выборов. Однако единственная встреча финансовых советников Обамы и Маккейна по этому вопросу состоялась 6 июня. После нее представитель Маккейна Тревор Поттер (Trevor Potter) заявил, что штаб Обамы, похоже, не собирается достигать каких-либо соглашений в этой области. А представитель Обамы Роберт Бауэр (Robert Bauer) заметил, что в ходе встречи ему стало ясно: у соперников просто нет основы для соглашения.

В-четвертых, это означает, что Обама приобретает гораздо большую финансовую свободу: он не будет ограничен в тратах, а Федеральная избирательная комиссия будет иметь меньше полномочий в части аудита его кампании.

Смерть системе бюджетного финансирования избирательных кампаний предрекали каждые четыре года с момента ее введения. Тем не менее, она неизменно выживала, поскольку ей не находилось альтернативы. Барак Обама, как бы ни критиковал его за это Джон Маккейн, стал первым кандидатом, которому в рамках этой системы стало тесно.

Учитывая продемонстрированную Обамой выдающуюся эффективность привлечения средств, ясно, что эти несчастные 84 миллиона долларов, из-за которых придется ограничивать расходы, ему только помешают. К тому же, очевидно, вопросы финансирования избирательной кампании волнуют электорат совсем не так сильно, как бедного (по сравнению с Обамой), но щепетильного Маккейна.

Кампания 2008 года получилась чрезвычайно затратной для всех трех основных кандидатов – Маккейна, Обамы и Хиллари Клинтон. Если так пойдет и дальше, то уже в 2012 году система бюджетного финансирования избирательной кампании превратится просто-напросто в фонд поддержки малоимущих кандидатов.

Мир00:0117 августа

Опасный пассажир

Он угнал самолет, получил выкуп и исчез в небесах. Его выдали тайные шифры