На июльской встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что российская газовая монополия намерена расширить географию закупок газа. Не прошло и пары дней, как компания начала выполнять обещание, причем в масштабах, свойственных в России только "Газпрому".
9 июля стало известно, что "Газпром" предложил Ливии закупать ни много ни мало всю нефть и весь газ, идущие на экспорт. Если эта сделка состоится, сложно даже представить, во сколько такой "эксклюзив" обойдется "Газпрому", ведь продажа газа и нефти за рубеж – основной источник дохода бюджета Ливии.
Африканская страна входит в Организацию стран – экспортеров нефти ОПЕК, причем занимает в картеле видное место. Так, именно Ливия занимает первое место в Африке по доказанным запасам нефти и четвертое место – по газу. По данным CIA Factbook, эта страна продает за рубеж 1,3 миллиона баррелей нефти в сутки и 5,2 миллиарда кубометров газа в год. Если учитывать, что баррель нефти на мировом рынке стоит 135 долларов, а "Газпром" собирается продавать Европе свой газ по 500 долларов за тысячу кубометров, сумма возможной сделки получается просто астрономическая.
Естественно, что Ливия не согласится отдать "Газпрому" все свое топливо по дешевке и лишиться таким образом контрактов на десятки миллиардов долларов. Скорее всего, африканская страна попытается использовать российскую газовую монополию в своих целях, а именно – для строительства новых трубопроводов, которые позволят Ливии поставлять на европейский рынок больше топлива.
Выбор "Газпрома" ливийскими чиновниками не случаен. Именно российская компания сейчас занимается самыми масштабными газопроводами в мире (взять хотя бы "Северный поток" и "Южный поток"), а также управляет уникальной магистральной газотранспортной системой на огромных расстояниях в России. Опыт "Газпрома", безусловно, может пригодиться африканцам.
Услугами "Газпрома" как прокладчика газопроводов интересуются не только в Африке. Например, российская компания может принять участие в строительстве южноамериканского трубопровода из Венесуэлы в Бразилию, а также североамериканского – из Аляски в Канаду и центральные районы США.
С другой стороны, и российская монополия также весьма заинтересована в покупке активов в Ливии. С запуском Северного и Южного потоков "Газпром" фактически возьмет Европу в тиски, не давая этому бедному своими углеводородами континенту покупать газ "на стороне". На данный момент у ЕС оставались всего два потенциальных варианта помешать "Газпрому" стать европейской монополией: активно расширять сотрудничество с африканскими странами и строить новые газопроводы в обход России. Судя по всему, отечественная компания не дает европейцам сделать ни того, ни другого.
Активная экспансия "Газпрома" в Африку может обернуться убытками не только Европейскому союзу, но и, как это ни странно, Украине. Местные СМИ после визита "Газпрома" в Ливию припомнили, что "Нафтогаз Украины" с 2004 года вел поисково-разведочные работы на ряде месторождений именно в этом африканском государстве. В 2008 году вся деятельность была свернута. По условиям соглашения с Ливией, "Нафтогаз" должен был вложить в работы 57,5 миллиона долларов. Украинская компания инвестировала только 16 миллионов. Видимо, ливийским властям это показалось недостаточным, и они предложили продолжить работы… "Газпрому".
"Газпром все купил"
Российские футбольные фанаты, болеющие за все команды, кроме ЦСКА, прекрасно знают аббревиатуру ГВК ("Гинер все купил"), которую можно использовать к месту и не к месту, объясняя, почему ЦСКА все время побеждает (побеждал). В нефтегазовом бизнесе, возможно, скоро появится такая же аббревиатура, только вместо первого слова будет "Газпром".
Сейчас российская монополия закупает почти весь газ, который продают за рубеж три среднеазиатские страны: Казахстан, Туркмения и Узбекистан. У всех этих государств просто нет других вариантов экспорта – их газотранспортные системы были построены еще во времена Советского Союза и рассчитаны на продажу газа через территорию России.
По словам официальных представителей российской газовой монополии, "Газпром" контрактами со среднеазиатскими партнерами очень доволен. И действительно, в последние годы компания могла получать сравнительно дешевый газ и перепродавать в Европу, не используя для этого собственные месторождения в России. Такая посредническая функция монополию вполне устраивает: ей нужно каким-то образом исполнять экспортные контракты, пока не введены в эксплуатацию крупные месторождения на территории России.
Кроме того, при переговорах с основными потребителями газа из числа стран СНГ "Газпром" может с большей безнаказанностью поднимать цены. Во всяком случае, уже несколько раз представители монополии обращали внимание Украины, что вынуждены поднимать стоимость топлива, идущего на экспорт, не по собственной прихоти, а потому что среднеазиатские партнеры "Газпрома" также увеличивают цены.
Вероятно, именно из-за этого "Газпром" планирует и дальше использовать тактику закупок газа у других государств. В самом начале июня российская монополия предложила выкупить у Азербайджана весь газ, идущий на экспорт. Еще несколько лет назад эта страна не только не продавала, но и покупала энергоносители. Потом Азербайджану удалось постепенно нарастить объемы производства на собственных месторождениях.
Кроме того, "Газпрому" уже удалось договориться об обменных операциях с российским и азербайджанским газом, в случае если это будет выгодно двум странам. Точно такую же схему российская монополия обсуждает и с Алжиром, еще одним крупным поставщиком энергоносителей из Африки.
Если все планы российской монополии осуществятся, сложно даже представить, насколько деятельность "Газпрома" станет важной для всей мировой экономики. Во всяком случае, с Европой Россия точно будет разговаривать с позиции силы.