Бывший юрист "ЮКОСа" Светлана Бахмина, отбывающая наказание в мордовской колонии, обратилась к президенту Дмитрию Медведеву с прошением о помиловании. Об этом сообщил газете "Ведомости" ее адвокат Роман Головкин. Издание опубликовало отрывок из заявления Бахминой: "Я впервые судима, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также администрацией колонии, имею поощрения за добросовестный труд и участие в общественной жизни колонии". Роман Головкин уточнил, что его подзащитная в прошении на имя Медведева полностью признала вину в преступлениях, за которые была осуждена (в 2006 году Бахмину приговорили к 6,5 годам лишения свободы за присвоение имущества компании "Томскнефть" и уклонение от уплаты налогов; на суде Бахмина вину отрицала). У нее двое несовершеннолетних сыновей. Также известно, что Бахмина находится на седьмом месяце беременности.
Как работает институт помилования в России
Действующий порядок рассмотрения ходатайств о помиловании был установлен указом Владимира Путина № 1500 от 28 декабря 2001 года. Если посчитать минимальные процессуальные сроки, предусмотренные указом, которые необходимы для прохождения прошения "на самый верх" (администрация колонии, территориальные комиссии по помилованию, региональные подразделения ФСИН, главы регионов), то получается, что при самом благоприятном стечении обстоятельств просьба осужденного попадает на рассмотрение к президенту не ранее, чем через 75 дней (на практике этот срок, разумеется, гораздо дольше, люди иногда получают отрицательный ответ из администрации президента, уже выйдя на свободу "по удоду", то есть условно-досрочно). Поэтому, скорее всего, ребенок Светланы Бахминой родится в колонии.
Президент, который имеет исключительное право на помилование (статья 89 Конституции), в свою очередь, никакими процессуальными сроками не ограничен (потому что право, а не обязанность). Здесь необходимо отметить, что в последние годы институт помилования в России не работает. В 2007 году не был помилован ни один (!) российский осужденный, в 2006 году были помилованы 9 осужденных, в 2005 - 42 человека. Для сравнения: в далеком 1992 году эпохи "лихих девяностых" были помилованы 705 человек. В 2008 году, правда, наметился прогресс: в первом полугодии был помилован один осужденный.
Дело в том, что указом президента Путина была полностью реформирована система помилования, установленная первым российским президентом Борисом Ельциным. Тогда порядок подачи прошения был проще: достаточно было ходатайства осужденного и заключения администрации колонии. А после рекомендации комиссии решал президент.
При Ельцине Комиссию по помилованию возглавлял известный писатель Анатолий Приставкин (умер 11 июля 2008 года). Известно, что Ельцин доверял Приставкину, и если комиссия рекомендовала помиловать конкретного осужденного, то президент, как правило, соответствующий указ подписывал. Ежегодно комиссия рассматривала около 15 тысяч прошений. За десять лет - с 1992 по 2001 годы - комиссия решила судьбу 69856 осужденных, из них были помилованы 12856 "смертников" (смертные приговоры были заменены на пожизненное заключение), а 57 тысячам смягчила приговор (в 70 процентах случаев президентское помилование означало смягчение наказания).
По информации "Новой газеты", в 2001 году Владимир Путин после ликвидации Комиссии по помилованию сказал Приставкину: "Ну конечно же никто не верит, что вы брали деньги". В конце 90-х в СМИ работа Приставкина часто критиковалась. Общий тон был таким: мол, президентский конвейер по помилованию выдает индульгенции десяткам тысяч преступников. Также ходили слухи, впрочем, неподтвержденные, что за деньги комиссия порекомендует помиловать кого угодно.
Однако теперь создается впечатление, что "конвейер милосердия" в России вообще остановился. В начале июня текущего года группа российских правозащитников обратилась к нынешнему президенту Дмитрию Медведеву с просьбой восстановить прежнюю систему помилования; ответа из Кремля пока нет.
Шансы Светланы Бахминой, и не только
Светлану Бахмину арестовали в декабре 2004 года, на данный момент она отбыла более половины назначенного срока и получила право просить об условно-досрочном освобождении. Однако суд уже дважды отказывал ей в УДО, несмотря на наличие несовершеннолетних детей и положительные характеристики от администрации колонии.
Неназванный источник "Ведомостей" рассказал изданию, что в Кремле якобы принято решение о положительном решении в вопросе по помилованию бывшего юриста "ЮКОСа". Хорошо, если так и будет. Дело-то ведь не в том, что речь идет о громком и весьма резонансном деле Светланы Бахминой, и не в том, что члены Общественной палаты заступаются, судя по всему, далеко не за каждую российскую заключенную (по последним данным ФСИН, в российских колониях сейчас отбывают наказание более 67 тысяч женщин), и не у каждого российского зэка есть свой сайт поддержки.
По большому счету, для российской системы помилования нет никакой принципиальной разницы, с чьей персональной судьбы она снова начнет работать. Поэтому если Дмитрий Медведев помилует Светлану Бахмину, то не исключено, что и другие прошения будут рассмотрены. И тогда перманентные разговоры о "гуманизации" российской власти перестанут быть просто разговорами. Решать президенту.