Новости партнеров

Психоделия навсегда

На сцену Бродвея возвращается знаменитый рок-мюзикл "Волосы"

В 2009 году знаменитый рок-мюзикл "Волосы" вернется на бродвейскую сцену. Продюсер новой постановки Элизабет Айрленд Макканн заявила, что мюзикл с его радостью и неукротимой верой в лучшее будущее идеально соответствует настроению американского общества после прошедших 4-го ноября президентских выборов.

Но только ли "радость и веру в лучшее будущее" дает зрителю мюзикл "Волосы"? Работу над мюзиклом его создатели — актеры Джеймс Радо и Джером Рагни — начали в 1965 году. В Америке это было время социальных перемен, подготовленных представителями поколения битников и первой волной движения хиппи. Вьетнамская война усугубила раскол в американском обществе, способствовала стремительному развитию новой молодежной культуры. Именно мировоззрение и культура хиппи послужили основой мюзикла.

Примечательно, что премьера "Волос" состоялась 17 октября 1967 года. Только что завершилось знаменитое "лето любви" - вершина популярности хиппового образа жизни. Молодые люди, поверившие, что объединившись они могут изменить мир и, прежде всего, свою страну, даже вопреки воле ее правительства, сразу же оценили новый мюзикл с его пропагандой свободной любви, галлюциногенных наркотиков, "любви к ближнему своему", антивоенным и антирасистским пафосом. В первоначальной версии «Волос» отсутствовала заключительная песня "Let The Sun Shine In", которая была добавлена в 1968 году при перенесении шоу на бродвейскую сцену. Таким образом, постановщики мюзикла хотели сгладить трагичность финала, в котором один из главных героев погибает во Вьетнаме.

Послание культуры хиппи во многом перекликалось со словами, приписываемыми Будде Шакьямуни: "Будьте светильниками сами себе". Это отрицание всякого внешнего ограничения свободы, отрицание государства и его законов. "Делай, что хочешь, пока это не мешает другим" ("Do whatever you want, just so long as you don't hurt anyone"), - утверждает персонаж мюзикла.

Одним из путей достижения абсолютной свободы у хиппи становятся наркотики, среди которых в "Волосах" особенно выделяют марихуану и ЛСД — искусственно созданный галлюциноген: "В этом погружении мы заново откроем чувства... наши глаза широко открыты" ("In this dive we rediscover sensation... our eyes are open wide"). Галлюциногенному путешествию раскрепощенного сознания одного из главных героев посвящена целая треть второго акта.

Безусловно, мюзикл "Волосы" провозглашает "радость и неукротимую веру в лучшее будущее", но это — радость от обретения личной свободы и, через это, преобразования самого социума.

Американское общество, как считают многие, сегодня испытывает ощущение единства, которого не было в стране за все время правления Джорджа Буша-младшего. Вера в перемены к лучшему, в начало нового этапа будоражит людей. Однако это также и вера в то, что отрицается основной идеей мюзикла — во внешнюю силу, нового "царя-батюшку". И в этом смысле экранизация хитового мюзикла "Mamma Mia!", не имеющего никакой идеологической основы, лучше отвечает сегодняшнему состоянию большинства американцев.

Мюзикл "Волосы", действительно, актуален сегодня. И актуален всегда. Потому что в центре его сюжета оказывается вечная человеческая проблема свободы.