Злой газ

Фреон в системе пожаротушения подводной лодки убил 20 человек

"Лодочная объемная химическая" система пожаротушения. Фото eye.moof.ru

8 ноября на атомной подводной лодке, проходившей испытания в Японском море, погибли 20 человек - 3 военнослужащих и 17 гражданских. По предварительным данным, на борту несанкционированно сработала система пожаротушения. В результате выброса газа фреон-112 находившиеся на борту люди получили отравления различной степени. Для некоторых они оказались несовместимыми с жизнью.

При всей очевидности причин происшествия, которые военное руководство огласило в тот же день, в этой истории остается много странного и непонятного. Люди, к сожалению, погибли, и их никак не вернуть. Только вот кого в итоге сделают настоящим виновником трагедии - пока не ясно. Это может быть как техническое несовершенство подводной лодки, так и элементарное нарушение мер безопасности. Или, говоря официальным языком, "человеческий фактор".

Последнее - наиболее вероятно, поскольку лодка, как стало известно спустя некоторое время после аварии, предназначалась для индийской армии. А индийцы наверняка не захотят покупать субмарину, которая травит непонятными газами свой же экипаж. В таком случае на месте разработчиков было бы глупо признать во всеуслышание, что их продукция пока еще далека от совершенства.

Председатель Санкт-Петербургского клуба подводников капитан 1 ранга запаса Игорь Кургин, прокомментировавший газете "Комсомольская правда" происшествие, пролил свет на "газовый фактор", который сейчас и считается главной причиной трагедии. Системы пожаротушения на советских подлодках появились в 60-е годы прошлого столетия, поскольку пожары на субмаринах стали частым явлением. Позже была изобретена так называемая система ЛОХ - "лодочная объемная химическая". В качестве реагента, связывающего молекулы кислорода, в ней использовали фреон-112, также называемый "хладон".

Интересно, что ЛОХ была разработана после пожара на подводной лодке К-19, которая за многочисленные аварии получила на флоте прозвище "Хиросима". Система стоит на вооружении российского флота уже более 30 лет. Но, если верить официальным лицам, прокомментировавшим инцидент, раньше газ в ней подавался вручную, но после модернизации подача осуществлялась уже автоматически - в случае появления дыма или повышения температуры. В обоих случаях должны быть поданы звуковой и световой сигналы, предупреждающие экипаж о необходимости воспользоваться индивидуальными дыхательными аппаратами. Причем, не услышать и не увидеть их практически невозможно.

Случаи беспричинного включения аналогичных систем пожаротушения были и раньше. И не один раз. Отчасти именно по этой причине автоматику нередко отключали, оставляя только ручное управление. Но, говорят, по условиям испытаний сделать это было невозможно. А на той же злополучной "Нерпе" нештатная ситуация с участием противопожарной системы случилась сравнительно недавно - летом 2008 года. К счастью, обошлось без жертв. Но о том, были ли приняты какие-то меры для того, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем, как разработчики, так и военные упорно молчат.

Впрочем, если срабатывание все же произошло, то остается только один выход - воспользоваться дыхательным аппаратом. А их подводники обычно носят с собой. Причем, используют не только при срабатывании системы пожаротушения, но и при задымлении отсека или утечке газа. Чтобы обезопасить себя, достаточно взять в рот загубник, сделать выдох, и прибор начнет регенерировать воздух. Но портативного устройства хватает всего на несколько минут. За это время нужно достать дыхательные аппараты, находящиеся в каждом отсеке, или подсоединить маску к магистральным трубопроводам с кислородом, проходящим по всей лодке.

Но в том-то и загвоздка, что если такого аппарата под боком не оказалось, то человека ждет верная смерть. А известное русское "на авось", которое нередко имеет фатальные последствия, уже не раз подводило нашего брата. Тот, кому довелось послужить в армии, наверняка помнит, какие штуки нередко проделывали солдаты с противогазами, "чтобы легче дышалось на марш-броске". И хоть в данном случае речь идет о взрослых и куда более серьезных людях, итог все же один - индивидуальная защита в момент опасности оказалась под рукой не у всех участников испытаний. Не исключено, что некоторые "штатские" попросту не знали, что нужно делать в случае сигнала тревоги, и на свою голову замешкались.

Как показывает опыт, именно "бывалые" нередко относятся к мерам безопасности легкомысленно. За молодым солдатом или матросом следит командир, а вот заставить видавшего виды инженера или офицера-подводника соблюдать "формальности" нередко куда сложнее. И, судя по соотношению погибших в этой трагедии гражданских и военных (17 к 3), можно предположить, что вторые все же оказались дисциплинированнее.

Не исключено все же, что причиной трагедии стало вовсе не присущее русскому человеку разгильдяйство, а совсем иной фактор. Известно ведь, что подводная лодка этого класса рассчитана на экипаж численностью чуть больше 70 человек, а в момент испытаний на борту находилось больше 200 военных и гражданских специалистов. Вполне понятно, что на такое количество народа индивидуальных средств защиты могло и не хватить.

Наряду с официальными, уже появилось и превеликое множество "народных" версий, которые, впрочем, никоим образом нельзя принимать на веру. Одно из предположений гласит, что на подводной лодке могли "не совсем удачно" закурить, что и привело к срабатыванию системы пожаротушения. В это, в принципе, отчасти верится. Но в таком случае получается, что смертельно опасная система настолько чувствительна, что может технически сработать из-за сигаретного дыма. Более чем странно...

Военные подводники - люди дисциплинированные, и наверняка знают, что курить на подводной лодке можно только в специально отведенных местах, да и желание такое при необходимости способны сдержать. Но их-то как раз на АПЛ было немного. Большинство находившихся на борту были именно гражданскими специалистами. А "заводские", как сказал один из экспертов в интервью "Известиям", традиционно не подчиняются военным.

Кто-то из пользователей интернета даже предположил, что участники испытаний прямо на подводной лодке начали отмечать ее успешную сдачу. Но эта версия вообще критики не выдерживает, хотя экипажу и было что отмечать, поскольку, судя по открытой информации, именно после этих испытаний субмарину могли сдать. Строительство АПЛ К-152 "Нерпа" началось еще в 1993 году - в не самый лучший период для "оборонки", а спущена на воду она была в 2006-м. С декабря 2009 года АПЛ должна была отправиться в Индию, которая брала ее в лизинг сроком на 10 лет за 650 миллионов долларов. Возьмет ли теперь - не факт. Индийцы, как известно, люди суеверные, и вряд ли захотят ходить в море на подводной лодке с таким мрачным прошлым.

Обсудить
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Китайский интерес
Пекин желает смерти уйгурским боевикам в Сирии, но вмешиваться в войну не готов


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Парное выступление
Министры России и Японии обсудили безопасность в формате «два плюс два»
Сборный вопрос
Найдет ли бизнес выгоды в новом налоговом маневре
Соловьиные стартапы
Какие инновации нашли эксперты фонда «Сколково» в Курске
Дмитрий МедведевГарантия роста
Как государство стимулирует отечественный экспорт
Инновации плюс электрификация
Как видит BMW Group свою дальнейшую стратегию
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Странный концепт BMW, о котором все забыли
Пластиковый памятник смелым идеям немецкой компании
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Машины, которым не повезло
Посмотрите, какими могли бы быть известные машины
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах