Дело рук анонимного матроса

Виновником аварии на АПЛ "Нерпа" сочли одного из членов экипажа

Похороны погибших на АПЛ "Нерпа". Фото (c)AFP

Матрос подлодки "Нерпа", имя которого не называется, признался, что это он во время ходовых испытаний 8 ноября включил на АПЛ автоматическую систему пожаротушения ЛОХ, в результате чего погибли 20 человек. Неназванный коллега неназванного матроса поспешил выразить опасения относительно того, что эти показания были даны под давлением. Между тем один из ведущих сотрудников проектировавшего подлодку КБ, также пожелавший сохранить анонимность, заявил журналистам, что без участия человека система ЛОХ в любом случае включиться не могла.

Корреспондент "Российской Газеты", беседовавший с представителем спроектировавшего "Нерпу" санкт-петербургского конструкторского бюро "Малахит", смог связаться также с компетентным независимым экспертом - бывшим заместителем генерального конструктора ЦКБ "Рубин" Дмитрием Романовым. Романов подтвердил, что система пожаротушения может быть приведена в действие только человеком и только по команде. Легенда о возможности запуска ЛОХ без участия человека распространилась из-за того, что систему можно включить дистанционно, с центрального поста.

Система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) была изобретена в СССР более 30 лет назад после пожара на подводной лодке К-19. Принцип действия системы - вытеснение необходимого для горения (и для дыхания) кислорода фреоном (этот газ применяется также в качестве хладагента в холодильниках и в качестве летучей среды для аэрозолей).

При этом сохраняется также возможность включения системы непосредственно из отсека - но в этом случае используемый для тушения огня ядовитый газ фреон можно подать только на свой отсек и на два соседних. Причем без приказа газ разрешено направлять исключительно в свой отсек и лишь если во время пожара потеряна связь с командованием.

По информации газеты "Коммерсант", авария так или иначе затронула как раз три отсека. Правда, по непонятной причине порции фреона, предназначенные для двух отсеков, достались одному. А третья порция не попала в это помещение лишь по случайности: не порвалась мембрана. "У нас получилось так, что сработала система второго отсека, а потом запустилась и в первом. Всего в жилой отсек пошло 120 килограммов фреона. В отсеке было порядка 300 с лишним ПДК", - рассказывает пострадавший во время аварии слесарь-монтажник Виктор Рифк. В этой ошибке Рифк обвинил бортовой компьютер. "Знаю, что к главному корабельному компьютеру, который управляет лодкой, еще летом были вопросы", - утверждает слесарь.

Буксировка АПЛ
Буксировка АПЛ "Нерпа" в порт после аварии. Кадр телеканала НТВ

Но является ли компьютерной ошибкой сам факт запуска системы? На данный момент в Следственном комитете при прокуратуре РФ считают, что нет. В минувший вторник эксперты выяснили, что система ЛОХ на "Нерпе" была исправна. А в четверг, спустя пять дней после аварии, СМИ распространили следующее заявление официального представителя СКП РФ Владимира Маркина: "Подозреваемый - это один из матросов экипажа, который без всякого на то основания запустил систему пожаротушения подводной лодки". В дополнение к ранее заведенному уголовному делу по статье "нарушение правил кораблевождения" было немедленно возбуждено еще одно, уже направленное против конкретного человека. Матроса обвиняют по статье "причинение смерти по неосторожности". Как говорилось выше, он уже дал признательные показания.

Если так, то многое становится понятным. В частности - почему люди не успели надеть дыхательные аппараты до того, как обладающий наркотическим действием газ сначала лишил их возможности действовать, а потом убил. Ранее предполагалось, что дело только в неопытности погибших и пострадавших, подавляющее большинство которых являются гражданскими лицами - сотрудниками оборонных предприятий, принимавших участие в испытаниях новой подлодки. Теперь же можно предположить, что причиной нерасторопности жертв аварии было еще и отсутствие предварительного голосового предупреждения, которое, как выяснилось, обычно подается включающим систему человеком. "Дается команда: "Включиться в дыхательные аппараты!", и только потом запускается система тушения. А тут уже фреон льется и одновременно аварийная тревога", - делится опытом техник группы управления "Нерпы" Денис Кошеваров.

В 1976 году при пожаре на АПЛ К-77 фреон из системы ЛОХ был ошибочно подан оператором не в тот отсек. В результате два человека погибли и примерно восемь пострадали.

Однако неназванный сослуживец подозреваемого матроса, отрекомендовавший себя также как близкого друга семьи подозреваемого, заявил журналистам, что его товарищ является опытным подводником и не мог без причин включить систему ЛОХ ни случайно, не специально. Признаниям матроса он не верит. Подводник заметил, что предполагаемого виновника аварии увезли на допрос еще 12 ноября, и с тех пор он не возвращался.

Не понравилась оперативность следователей и правозащитникам. "А как же роль должностных лиц, которые должны были обеспечить исполнение всех требований эксплуатации военного судна?", - спрашивает член Общественной палаты, адвокат Анатолий Кучерена.

Схема аварии на АПЛ
Схема аварии на АПЛ "Нерпа". Графика "Первого канала"

Однако в интернете еще 10 ноября появились рассуждения человека, который якобы имеет связь с участниками событий и с создателями системы управления ЛОХ, представителями НПО "Аврора". Автор рассуждений приходит к почти однозначному выводу: диверсия! Дело в том, что фреон, по утверждению блогера, может быть подан в отсек только тремя способами: с центрального пульта управления АПЛ, с пульта управления, расположенного в отсеке, или же путем поворота вентиля непосредственно на баллоне с газом. Несанкционированно запустить систему с центрального пункта управления помешал бы оператор. Практически исключена и вероятность того, что три человека в трех разных отсеках одновременно повернули вентили на баллонах так, чтобы газ из трех отсеков пошел в один. Значит, система пожаротушения скорее всего была приведена в действие с помощью пульта, расположенного в пострадавшем отсеке. "Поскольку было подано изначально избыточное количество фреона, встает вопрос о диверсии", - заключает автор.

Интересно, что опрошенный "Комсомольской Правдой" эксперт - капитан запаса, бывший заместитель командира АПЛ Андрей Никитин - ни на какие ошибки в этом рассуждении не указал. Впрочем, говорить об окончательном объяснении причин аварии пока действительно рано. "Если на лодке не было пожара, следовательно, и аппаратура, и компьютерная программа целы. А это дает следователям-спецам очень большие шансы разобраться, действительно ли у системы пожаротушения "крыша поехала" из-за ничего или же ЧП стало "рукотворным фактором", - заявил Никитин.

Ранее сообщалось, что все экспертизы, связанные с аварией на "Нерпе", будут завершены 17 ноября.

Обсудить
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Китайский интерес
Пекин желает смерти уйгурским боевикам в Сирии, но вмешиваться в войну не готов
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах