Рост ВВП России снизится в 2008 и 2009 годах. В этом не сомневаются теперь даже самые непоколебимые оптимисты. Другое дело, что в оценке того, насколько именно отечественная экономика замедлится, эксперты расходятся. Российский трехлетний бюджет предполагает, что даже в условиях кредитного кризиса показатели роста останутся довольно высокими. Иного мнения придерживаются международные финансовые институты и аналитики частных компаний и банков. Некоторые из них даже осторожно высказываются о вероятности рецессии.
У вас что-то упало
За последние две недели и МВФ, и Всемирный банк (ВБ) опубликовали свежие прогнозы на развитие ситуации в российской экономике. Они оказались значительно более мрачными, чем прежде. Согласно предсказанию ВБ, в 2009 году рост ВВП составит всего лишь 3 процента, что станет минимальным результатом после кризиса 1998 года. Для сравнения, в предыдущем прогнозе этот показатель составлял 6,5 процента. Уменьшился и прогноз на 2008 год до шести процентов против прежних 6,8.
Пессимизма прибавилось и у МВФ, опубликовавшего свои данные 6 ноября. Фонд ожидает, что в 2009 году ВВП России вырастет на 3,5 процента (еще в октябре эта цифра составляла 5,5 процента), а в 2008-м - на 6,8 процента (ранее - 7 процентов). МВФ обосновал свои выкладки тем, что темпы роста существенно снизятся по всему миру, и зависимая от экспорта российская экономика никак не сможет изолироваться от этого процесса.
Прогнозы МВФ и ВБ, однако, еще могут показаться достаточно оптимистичными по сравнению с тем, что говорят эксперты из некоторых частных компаний. Возьмем к примеру Райффайзенбанк, который работает в России довольно долго и неплохо знает ситуацию изнутри. Аналитики банка ожидают в российской экономике рецессию в первом полугодии 2009 года. По их подсчетам, ВВП за этот период может упасть на 1,8 процента.
Специалисты ссылаются на резкий спад на многих российских производствах, который уже наступил или наступит в ближайшие недели. Так, металлурги ждут падения выработки более чем на 10 процентов в последнем квартале года. Примерно такая же картина наблюдается на десятках предприятий нефтяной промышленности, автопрома, а также в строительстве. Параллельно с физическим объемом производства падают и цены на продукцию, что в итоге производит кумулятивный эффект. Те же сферы, где сохранится рост, компенсировать потери ключевых отраслей экономики в полной мере не смогут.
Чиновники-оптимисты
Между тем, российские чиновники сохраняют довольно радужные прогнозы развития России на ближайший год. В Минэкономразвития рассчитывают, что рост ВВП в 2008 году снизится всего лишь до 7,3 процента. В прошлом году, напомним, он составил 8,1 процента, что стало рекордом с начала 2000-х годов, а предыдущие расчеты ведомства Эльвиры Набиуллиной предполагали подъем на 7,7 процента.
В трехлетнем бюджете на 2009-2011 годы все выглядит еще интереснее. Ожидается, что экономика в 2009 году вырастет на 6,7 процента. Совпадение с прошлыми прогнозами ВБ и МВФ почти полное, а вот с новыми - не очень. Удивляться этому не стоит - бюджет составляется многие месяцы и всех изменений, произошедших за это время в оценке рисков для экономики, учесть просто не может. Тем не менее, если реальный рост ВВП окажется меньше запланированного, то либо намеченный объем расходов придется сокращать, либо привлекать средства со стороны - из резервов или с помощью государственных займов.
Тем не менее, в последние дни позитивного настроя у высших российских должностных лиц поубавилось. 19 ноября помощник президента Аркадий Дворкович признал, что темпы экономического роста могут опуститься в 2009 году до 2 процентов, хотя подчеркнул, что 3,5 процента - это более реалистичный вариант.
Интересно, что в прошлые годы прогнозы международных финансовых институтов оказывались достаточно консервативными. Реальный рост ВВП их значительно превышал. К примеру, на 2007 год МВФ ожидал роста в 7 процентов, тогда как в реальности он превысил восьмипроцентную отметку. Справедливости ради скажем, что на такой уверенный подъем не рассчитывали и правительственные эксперты, ожидая увидеть эту цифру на уровне 7,6 процента.
Однако следует обратить внимание на то, что вышеупомянутые финансовые организации вообще весьма осторожны в своих предсказаниях. Они почти всегда недооценивают макроэкономические показатели в периоды подъема, и переоценивают их во время спада. Кроме того, их выкладки, как правило, являются реакцией на произошедшие события и экстраполяцией существующих процессов на будущее. К примеру, прогноз МВФ по росту американской экономики в 2008 году менялся уже три раза за последние месяцы - сначала в сторону увеличения, а затем уменьшения. То есть угадать разворот тенденции экспертам международных финансовых институтов почти никогда не удается. В любом случае, ожидания, что их прогнозы насчет российской экономики окажутся излишне оптимистичными, вполне оправданы.
Вслед за Латвией и Эстонией
Если проанализировать цифры экономического роста по всему миру, то пессимизм в отношении России представляется не таким уж и надуманным. Показатели стран Восточной Европы заставляют насторожиться. К примеру, ВВП Латвии и Эстонии в третьем квартале 2008 года сократился на 3-4 процента, а ведь всего год назад их экономика демонстрировала десятипроцентные темпы роста. Немногим лучшее положение складывается сейчас в Венгрии, Болгарии, Румынии и на Украине, где эпоха экономического подъема может закончиться в ближайшие месяцы.
Данный индикатор может считаться достаточно надежным, ведь по своей экономической структуре все восточноевропейские страны похожи на Россию. Везде росту способствовало восстановление после краха 90-х годов, привлечение зарубежных компаний дешевой рабочей силой, а также кредитный бум в США и Европе. Сейчас все эти факторы полностью исчерпали свое влияние на регион. Подъема ждать просто неоткуда.
Правда, у России есть свои особенности, выделяющие ее из общего ряда. Во-первых, природные ресурсы - главная статья отечественного экспорта - будут нужны при любом развитии событий в мире, пусть цены на них и заметно снизились. В конце концов, два года назад нефть стоила меньше, чем сейчас, но развитию страны это не мешало. Во-вторых, многие восточноевропейские страны даже в годы подъема имели значительное отрицательное сальдо платежного баланса, тогда как в России, напротив, торговый профицит зашкаливал. Это помогло создать некий запас прочности на случай резкого ухудшения конъюнктуры. Самый явный индикатор такого запаса - третьи по величине в мире международные резервы. При грамотном использовании их может хватить надолго. Наконец, практика показывает, что крупные экономики от кризиса при прочих равных всегда страдают меньше более мелких.
Однако есть и отличие не в пользу России. Речь идет о том, что большинство государств Восточной Европы или уже являются членами ЕС, или намереваются туда вступить. Следовательно, они вполне могут ожидать, что западноевропейские страны будут им по мере возможности помогать. А вот Россия останется наедине со своими трудностями и сможет рассчитывать лишь на собственные силы.