И швец, и жнец

Или путешествие Гильермо дель Торо туда и обратно

С тех пор как Гильермо дель Торо был объявлен официальным преемником Питера Джексона на посту главного специалиста по экранизации произведений Толкиена, ставки мексиканского режиссера невероятно выросли. Голливудские мейджоры выстраиваются к нему на прием, стремясь доверить самые амбициозные свои проекты. Гильермо не скупится на интервью и детали, он самоуверен и обещает всем все. Однако эта бурная деятельность не повышает уверенности в способности дель Торо хотя бы удержать планку, поднятую Джексоном во "Властелине колец".

Для начала немного известных фактов. Проект, объединенный названием "Хоббит", состоит из двух частей: собственно "Хоббита", который, как обещано, будет очень точно следовать сюжету литературного первоисточника, и второй серии, призванной стать связующим звеном с трилогией "Властелин колец". Сценарий обеих частей находится в работе, а съемочный процесс стартует в 2010 году и продлится около 370 дней. Почему 370, а не 374, например? Потому что так обещает дель Торо. Съемки пройдут в Новой Зеландии, их техническим обеспечением будут заниматься люди Джексона, они же возьмут на себя всю ответственность за спецэффекты.

Главным сюрпризом первой серии станет образ молодого Бильбо Бэгинса. В силу возраста актер Йен Хольм, сыгравший Бильбо во "Властелине", не годится для этой роли. Ходят разные слухи, но наиболее живучей является версия, утверждающая, что роль будет доверена Джеймсу Макэвою, обладающему необходимым опытом работы в фэнтези. Напомним, он играл фавна мистера Тумнуса в "Хрониках Нарнии". Утверждается, что кандидатуру Макэвоя поддерживает Джексон, но и самому дель Торо после "Лабиринта Фавна" образ, созданный Макэвоем в "Нарнии", должен быть близок. В любом случае, это пока лишь слухи.

Что очевидно, так это возвращение значительной части актерского состава "Властелина". В первой серии, вероятнее всего, найдется место для Йена Маккелена (Гендальф), Энди Серкиса (Голлум) и Хьюго Уивинга (Элронд). Во вторую часть, сюжет которой будет полностью авторским, могут позвать практически всех, начиная с Вигго Мортенсена, кончая Элайджей Вудом. Никто из них пока не получал официального приглашения, хотя практически все, исключая Джона Нобла (Денетор), были бы крайне рады.

Не отказываясь от достижений Джексона, Дель Торо грозится создать свое Средиземье. В одном из последних интервью он конкретизировал свои намерения. Зрителей ждут королевство гоблинов, пауки Мирквуда и, естественно, сам дракон Смог. Ощущая особую ответственность за образ последнего, мексиканец намерен черпать вдохновение в фильме 1981 года выпуска "Охотник за драконами". Что касается других существ, населяющих вселенную Толкиена, то дель Торо намерен применить весь опыт, накопленный ранее в "Хеллбое" и в том же "Лабиринте Фавна". Ему, в частности, очень нравится монстр по имени Винк из фильма "Хеллбой 2. Золотая армия", который является продуктом симбиоза механической куклы и компьютерной анимации. Вот, пожалуй, и все.

Теперь мысли. Во-первых, было ли решение Джексона передать бразды правления дель Торо оправданным? С точки зрения самого Джексона, безусловно. Он больше не может позволить себе потратить несколько лет своей жизни, как это было в случае с "Властелином", на один проект, кроме того, даже самому Джексону было бы непросто поднять планку еще выше. Словом, риски слишком велики и уже не оправдываются возможными дивидендами. С точки зрения так называемых простых зрителей, то есть нас, все не так однозначно.

Стоит вспомнить послужной список мистера дель Торо, во всяком случае ту часть, которую можно назвать "фэнтезийной". После довольно внушительного второго "Блейда" последовал несколько размытый, но все же вполне удобоваримый "Хеллбой", а затем был обласканный премиями "Лабиринт Фавна". Отметим, что обласканный в основном техническими наградами, и проигравший битву за "Оскар" в серьезных номинациях, например, "лучший сценарий" и "лучший иностранный фильм". И, наконец, второй "Хеллбой", который при бюджете чуть меньшем, чем понадобился Джексону на "Возвращение короля", заработал на родине лишь 75 миллионов, и который от полного провала спас лишь международный прокат.

Что отличало первые голливудские фильмы дель Торо от последующих? Самое главное - бюджет. Его увеличение явно не шло на пользу, причем, как буквальной работе со сценарием, так и визуальному оформлению. Тот самый Винк из второго "Хеллбоя", которым режиссер так гордится, выглядел действительно кукольным, что не добавляло картине реалистичности. Подобный прием, если он будет применен в "Хоббите", может поставить на проекте большой мексиканский крест. С бюджетом еще сложнее.

В силу ли отсутствия любви к материалу, или иных причин Дель Торо просто не умеет делать блокбастеры, то есть фильмы, кассовые сборы которых во много раз превышают инвестиции в них. И его последние работы совсем не предвещают, что такой талант у него проявится. Но если раньше это было ему простительно, то в случае с "Хоббитом" говорить лишь о неких художественных достоинствах картины не приходится. И NewLine и MGM будут ждать прибыли хотя бы сопоставимой с прибылью трилогии Джексона.

Есть и еще один тревожный момент. Замогильная фантазия дель Торо. Не для кого не секрет, что последнее время Голливуд тяготеет к мрачным переосмыслениям изестных образов и франшиз. Однако, то, что хорошо сработало, скажем, с "Темным рыцарем", может привести к прямо противоположному результату с "Хоббитом". У такого фильма рейтинг не может быть выше PG-13, а зная любовь мексиканца к членовредительству, сложно представить, что он сможет удержаться в этих рамках. Кто-то может возразить, что и Джексон на раннем этапе "баловался" с чрезмерным натурализмом, но все его картины были приправлены изрядной долей черного юмора, чего напрочь лишено творчество дель Торо.

Как бы там ни было, выбор сделан, и работы начались. Питер Джексон загадочно молчит, а его протеже потчует зрителей винегретом из своих уже "послехобитовских" проектов. Тут и книги о вампирах, и очередная экранная реинкарнация "Франкенштейна", и "Доктор Джекил и мистер Хайд", третий "Хеллбой" и даже кукольный "Пиноккио". Плотное расписание обещает дель Торо занятость на ближайший десяток лет. Но ему, несомненно, стоит учесть, что над всеми этими великолепными планами висит дамоклов меч "Хоббита". Вернее, даже не меч, а лопата, которой в случае провала не знающие слов любви голливудские боссы прикопают его творческую могилу в окрестностях родной для него Гвадалахары. Остается надеяться лишь на чутье и твердую руку Питера Джексона. Ведь не только же из-за внешнего сходства он остановил свой выбор на Гильермо дель Торо.