В ноябре, по данным мониторинга Роструда, в России было зарегистрировано 1,3 миллиона безработных. По мнению правительства, в 2009 году их количество увеличится до 2 миллионов человек. При этом в 2009 году число незарегистрированных безработных, которые не получают пособия, в России может превысить отметку в 5 миллионов человек. Грядущая безработица заставила российские власти сократить квоту на привлечение иностранной рабочей силы, но вряд ли данная мера будет действенной.
4 декабря премьер-министр России Владимир Путин в ходе прямой телефонной линии с населением объявил о двойном сокращении квот для мигрантов в 2009 году. 9 декабря премьер подписал постановление, разрешающее в 2009 году корректировать квоту привлечения в РФ трудовых мигрантов в меньшую сторону. Сейчас подготовкой грядущего сокращения квоты занимается Минздрав.
В 2009 году Россия планировала привлечь 3,9 миллиона мигрантов, в основном из стран СНГ. Таким образом, сокращение квоты позволит высвободить почти два миллиона рабочих мест для россиян. Впрочем, это не окажет никакого влияния на численность мигрантов в России, которые, в массе своей, работают в стране нелегально.
Система квотирования, согласно которой работодатели сами определяют свою потребность в мигрантах через подачу заявок в Минздрав, начала действовать в России в 2008 году. Ранее министерство само определяло потребности в иностранной рабочей силе и утверждало квоты на год вперед. При этом изменения квот в течение года не предусматривалось. Теперь правительство, применяя ручное "управление" размером квот на рабочую силу, возвращается к старой системе, отказываясь от механизма, который позволил бы более гибко решать вопросы трудовой миграции.
Елизавета Кузнецова (Москва): Вот странно как-то получается. Очень многих людей сейчас увольняют. А вы, насколько я знаю, недавно утвердили новые квоты на иностранную рабочую силу. Вот и получается, что своих рабочих наши компании увольняют, а набирают гастарбайтеров. Они ведь неквалифицированные рабочие. Им можно платить и меньше. <...> Ну и в конце концов, нас очень волнует наша национальная безопасность. Спасибо, Владимир Владимирович.
Владимир Путин: Елизавета Николаевна, проблема такая существует. <...> В создавшихся условиях считаю, что вопрос вами поставлен правильно. <...> Наши граждане не идут на ту работу, на которую нанимают наши предприятия иностранную рабочую силу. Тем не менее, имея в виду весьма непростую ситуацию на рынке труда, считаю, что вопрос вами поставлен правильно. Мы еще эти квоты не утвердили, они только сформированы, Полагаю обоснованным сократить представленные заявки как минимум на 50 процентов.
В 2007 году квота на неквалифицированных иностранных работников составляла 1,7 миллиона рабочих мест, что в два раза больше, чем в 2006 году. В декабре 2007 года Виктор Зубков, занимавший тогда пост премьер-министра, утвердил размер квоты на 2008 год в размере 1,8 миллиона рабочих мест. Уже летом 2008 года стало понятно, что этого количества мигрантов российским работодателям хватило только на полгода. Российские регионы были вынуждены попросить правительство увеличить квоту до 3,2 миллиона. В результате Минздрав увеличил установленную на 2008 год квоту до 3,4 миллиона человек.
Ожидалось, что в 2009 году квота для гастарбайтеров составит 3,9 миллиона человек. Правительство, сокращая квоту, лишь делает популистский реверанс в сторону электората, который опасается, что гастарбайтеры займут (уже заняли?) места уволенных россиян.
Впрочем, количество мигрантов граждан России волнует еще больше. По данным докризисного летнего опроса ВЦИОМ, 55 процентов населения страны призывали ограничить приток в Россию трудовых мигрантов, а сторонников легализации и повышения правовой защищенности гастарбайтеров было в четыре раза меньше. Вот только приостановка легализации иностранной рабочей силы никак не равняется сокращению количества мигрантов.
В своем выступлении Путин сам же и констатировал, что заполняемые мигрантами рабочие места для россиян обычно являются малопривлекательными. Еще неизвестно, пойдут ли уволенные с металлургических заводов токари и менеджеры по продажам трудиться на стройки, а вот шаг назад от широкой легализации трудовых мигрантов чиновники уже сделали. В Минздраве и ранее признавали, что пробелы в законодательстве позволяют российским работодателям нанимать иностранцев, даже если компания не подавала заявки в министерство. Что уж говорить о нелегально нанятом персонале, количество которого в России, по данным, которые приводил сам Путин, уже перевалило за 10 миллионов человек.
Даже в условиях кризиса россияне вряд ли смогут составить конкуренцию гастарбайтерам, которые готовы работать за минимальные деньги. Снижая квоты, правительство вводит негласный запрет на признание проблемы нелегальной трудовой миграции и на цивилизованное отношение к используемому российскими работодателями труду иностранцев. Это, особенно в условиях кризиса, лишь подстегнет социальное напряжение в стране. В ноябре более 300 граждан Таджикистана, работавших на одной из екатеринбургских строек, впервые объявили "забастовку мигрантов", поскольку более четырех месяцев не получали зарплату. Первый звонок?