Новости партнеров

Слишком удачная шутка

Чешский художник уязвил Европу

Давид Черны, радикальный и остроумный чешский художник, неожиданно вверг правительство своей страны в неловкую историю. Его проект "Entropa", веселая и тщательно продуманная мистификация, достиг цели - развенчать национальные стереотипы, но высокой ценой: выставка чуть было вообще не закрылась.

Дома Давида Черны знают давно: еще в 1991-м году он ухитрился раскрасить пражский памятник советским танкистам в розовый цвет и прикрутить к башне гигантский палец в узнаваемом оскорбительном жесте. Пражане пришли в восторг, зато очень огорчилось советское правительство (дело происходило в апреле 1991-го). Чешские власти арестовали художника и перекрасили боевую машину обратно в зеленый. Но чехи не были бы чехами, если бы оставили способного и веселого юношу гнить в тюрьме: пятнадцать только что избранных депутатов парламента, пользуясь неприкосновенностью, вернули танку бодрый розовый окрас. Теоретически противостояние могло бы продолжаться еще очень долго, но времена менялись на глазах, и танк (в розовом варианте) отправили в военный музей в Лешаны, а Черны выпустили и разрешили продолжить учебу.

Дальше Черны оставалось только поддерживать репутацию enfant terrible, что, впрочем, давалось ему без труда: то он усаживал патрона Чехии святого Вацлава на дохлую лошадь, то прикручивал к телебашне в Жижкове ползающих младенцев. Были у него и вполне безобидные работы, например, шагающий на человеческих ногах "Трабант", но гораздо больше скульптору нравилось провоцировать. Например, плавающий в стеклянном контейнере муляж Саддама Хусейна две галереи, польская и бельгийская, запретили к показу. Работа была ответом на знаменитую консервированную акулу Дэмиена Херста, но появилась она не вовремя - в разгар скандала вокруг карикатур на пророка Мухаммеда. Есть у Черны никого не оскорбивший Зигмунд Фрейд, висящий на одной руке, и очень огорчительный для верующих Христос, распятый на гимнастических кольцах. Однако в Праге стоически терпят Черны, поэтому в чешской столице можно и увидеть святого Вацлава вместе с несчастной конягой, и взглянуть на парочку политиков через задний проход большой статуи в галерее Futura.

Как выяснилось в начале 2009 года, некоторые европейские страны еще не достигли той же степени толерантности, что и Чехия. Невинный по меркам Черны проект "Entropa", сделанный по заказу чешского правительства, заставил вице-премьера Александра Вондру извиняться перед Болгарией и Словакией.

История слишком удачной шутки такова. Скульптору было поручено изобразить стереотипы восприятия стран Евросоюза. Проект "Entropa" должен был сопровождать председательство Чехии в Евросоюзе. Черны позвал нескольких друзей, и вместе они придумали пеструю компанию несуществующих художников из всех стран сообщества. Для некоторых фиктивных авторов были даже созданы веб-сайты. Заказчика, то есть правительство своей страны, Черны в известность ставить не стал. Когда выставка "Entropa" открылась в Брюсселе 12 января, присутствовавшие политики и журналисты очень веселились. Зато, как оказалось, не смешно было в Софии и Братиславе. Болгарам показалось, что им слишком нелюбезно указывают на долгую и унизительную зависимость от Турции, а словакам - на такую же долгую и унизительную зависимость от Венгрии (то есть, надо полагать, от Австро-Венгрии).

Закрытая, по версии Черны, на забастовку Франция возражений не имела, промолчал и МИД Великобритании, которой на карте Европы по версии шутника-чеха и вовсе не оказалось. Да и Германия, прошитая автомагистралями, при ближайшем рассмотрении образующими искаженную свастику, тоже не стала протестовать. Совсем недавно присоединившаяся к Евросоюзу Румыния не обиделась на символизирующего ее графа Дракулу (похожего на эльфа Добби, который похож на сами знаете кого). Но все равно скульптору пришлось признаться в авторстве проекта и, для начала, публично принести извинения, а затем отказаться от гонорара за проект и пообещать вернуть потраченные на него деньги.

После некоторых размышлений брюссельские чиновники решили оставить восьмитонное детище Черны и компании на месте. София попросила "прикрыть или видоизменить" изображение Болгарии на гигантской карте. Братислава просто приняла официальные извинения. Остается надеяться, что скульптору не придется возвращать деньги. Он заслуживает памятника как развенчатель национальных комплексов неполноценности и мистификатор континентального масштаба.