Новости партнеров

Трудные уроки

Плохое планирование, недостаток контроля и человеческая жадность подрывали восстановление Ирака

В понедельник в США вышел в свет доклад под названием "Трудные уроки: опыт восстановления Ирака" (Hard Lessons: The Iraq Reconstruction Experience). Доклад подготовлен офисом специального генерального инспектора Стюарта Боуэна, который отвечает за аудит восстановления Ирака на средства американских налогоплательщиков. Выводы Боуэна неутешительны, причем касаются они не только иракской реконструкции, но и аналогичных мероприятий в Афганистане.

Должность генерального инспектора была создана по решению американского Конгресса в конце 2003 года, и в январе 2004 на нее вступил юрист Стюарт Боуэн (Stuart W. Bowen Jr.), который до этого работал в президентской администрации Джорджа Буша. Тогда должность официально называлась "генеральный инспектор Временной коалиционной администрации", и занявший ее чиновник отчитывался перед главой временной администрации Полом Бремером, госсекретарем Колином Пауэллом и министром обороны Доналдом Рамсфелдом.

В предисловии к докладу о "трудных уроках" Боуэн пишет о своем первом впечатлении от Ирака: посетив страну в январе 2004 года, он увидел, как из багдадского Дворца Республики выносят брезентовые мешки, полные наличных денег, и сразу заподозрил, что дела идут не лучшим образом. Первоначально предполагалось, что инспектор завершит свою деятельность через полгода после окончания работы временной администрации (июнь 2004 года), но процесс затянулся и длится до сих пор.

В конце 2004 года законодатели продлили срок работы Боуэна и дали его должности нынешнее название - "специальный генеральный инспектор по восстановлению Ирака" (SIGIR). В общей сложности, на иракскую послевоенную реконструкцию из американского бюджета был выделен 51 миллиард долларов. Это заметно больше, чем предполагали в администрации Буша перед началом кампании: тогда речь шла "всего лишь" о 2,4 миллиарда. При этом из выделенных средств до сих пор израсходовали только три четверти, так что отдохнуть Боуэну с коллегами предстоит не скоро.

Трудная учеба

Доклад Боуэна опирается на тысячи страниц различных документов и показания, представленные сотнями источников. Как полагает генеральный инспектор, правительство не было готово оперативно реагировать на постоянно меняющиеся условия в Ираке и не имело необходимых для стабилизации обстановки и восстановительных работ ресурсов. "В последние шесть лет мы шли путем трудной учебы", - признает Боуэн.

Учеба обошлась казне США дорого. Боуэн не берется назвать точную сумму потраченных впустую средств, но по его оценке только при реализации крупных строительных проектов, на которые выделили почти 20 миллиардов долларов, были потеряны примерно 3 миллиарда. Причины растрат - ошибочное планирование, злоупотребления ответственных лиц и недостаток государственного контроля.

Главная беда заключалась в том, что все в Ираке шло вопреки ожиданиям. Американцы надеялись быстро освободить страну от Саддама Хусейна и вывести войска, но увязли в "иракском болоте", и переходной администрации пришлось запускать спешно разработанные дорогостоящие строительные проекты. Потом напряженность в Ираке росла, и от многих проектов приходилось отказываться. Зачастую уже выполненные работы приходилось проводить повторно, поскольку объекты инфраструктуры в Ираке недостаточно хорошо охранялись и боевики не упускали случая их взорвать. В прошлом июле Боуэн доложил, что из-за этого американский бюджет лишился более полумиллиарда долларов.

Один из уроков, о которых говорит Боуэн, заключается в том, что военным и гражданским ведомствам следует лучше координировать свои проекты. Степень координации и общее качество управления восстановительными работами выросли, но только в последнее время. "Эффективный метод работы удалось найти в период, когда выделенные на реконструкцию средства уже иссякают", - посетовал генеральный инспектор в одном из интервью.

В понедельник в Конгрессе состоялось первое слушание Комиссии по заключению контрактов в военное время (Commission on Wartime Contracting). Этот двухпартийный орган был создан по образцу "Комиссии Трумэна", которая изучала расходование бюджетных средств по окончании Второй мировой войны.

В ведение комиссии, созданной в 2008 году по инициативе демократов и вопреки желанию администрации Буша, входят оборонные контракты, проекты по восстановлению Ирака и Афганистана и сотрудничество правительства с частными охранными компаниями. Комиссия должна сообщать обо всех найденных нарушениях министерству юстиции, а к августу 2010 года - представить итоговый доклад о своей работе.

В ходе слушания с положением дел комиссию ознакомили, в частности, Боуэн и Томас Гимбл (Thomas Gimble) - первый заместитель генерального инспектора Пентагона. В настоящее время, по данным Гимбла, ведутся 154 уголовных расследования предполагаемых случаев коррупции, злоупотребления служебным положением, поставок некондиционных товаров, мошенничества на торгах и хищений: все это - при реализации связанных с двумя войнами контрактов.

Со своей стороны, Боуэн сообщает, что в связи со злоупотреблениями при реконструкции Ирака его офис и другие ведомства добились признания вины по 35 делам. Это не так уж много, но ситуация может измениться: в ближайшие два года аппарат Боуэна, как говорит его заместитель Джиджер Крус (Ginger Cruz), будет с особой тщательностью искать все возможные злоупотребления.

Наступая на старые грабли

В настоящее время американцы готовятся уйти из Ирака и станут больше усилий тратить на другом театре начатой Бушем войны против терроризма - в Афганистане. Если на иракской территории в последний год ситуация ощутимо стабилизировалась, то в Афганистане, где США с союзниками, казалось, одержали решительную победу над врагами еще к началу 2002 года, конфликт вспыхивает с новой силой.

Тем не менее, восстановительные работы там ведутся активно, и из федерального бюджета США на них выделено уже около 30 миллиардов. По мнению Боуэна, иракские трудные уроки в Афганистане не учитываются. Изменения в процессе правительственного надзора, заключения контрактов с подрядчиками и планирования работ, о необходимости которых говорили законодатели, аудиторы и неправительственные эксперты, Афганистана не коснулись.

И все же, как считает Боуэн, новая администрация президента Барака Обамы может свести будущие бюджетные потери к минимуму. Во-первых, для этого надо усилить контроль за работой военного и гражданского персонала и ассигнованиями на восстановительные работы и гуманитарную помощь. Во-вторых, необходимо разработать единые правила заключения контрактов и надзора за их реализацией для всех задействованных в реконструкции ведомств.

Чтобы выполнить эти задачи, Боуэн предлагает Обаме создать рабочую группу из высокопоставленных представителей Госдепартамента, Пентагона и Агентства международного развития. Скорее всего, в администрации советы аудитора примут к сведению, тем более что вопросами провалов послевоенной реконструкции активно интересуются в Конгрессе.