Предприниматель Борис Березовский давно проживает за пределами России, но связи с родиной не теряет. Хотя бы и через Высокий суд Лондона, функционеры которого уже завалены исковыми заявлениями от бывшего российского олигарха. В феврале 2009 года Березовский, который уже судится в Лондоне с Романом Абрамовичем, подал иск к совладельцу "Металлоинвеста", одного из крупнейших горно-металлургических холдингов России. Опальный бизнесмен пытается через суд подтвердить свои права на 5 процентов акций компании.
Газете "Ведомости" стало известно, что 18 февраля 2009 года Борис Березовский подал в лондонский суд иск против Василия Анисимова и его компании Coalco. Этому бизнесмену принадлежит 20 процентов холдинга "Металлоинвест", одним из крупнейших активов которого является Михайловский ГОК.
Именно Михайловский ГОК волнует Березовского. Бизнесмен утверждает, что вместе со своим покойным партнером Бадри Патаркацишвили перевел на счета компаний Анисимова около 500 миллионов долларов, полученных от продажи 25 процентов акций "Русала". Эти средства якобы пошли на финансирование покупки 25 процентов акций ГОКа.
В начале 2005 года бизнесмены Алишер Усманов и Василий Анисимов выкупили Михайловский ГОК у владельца банка "Российский кредит" Бориса Иванишвили за 1,65 миллиарда долларов. Позже ГОК вошел в холдинг "Металлоинвест", формирование которого было завершено в 2006 году. Сейчас 50 процентов "Металлоинвеста" принадлежит Усманову, 30 процентов - фонду Андрея Скоча, 20 процентов - Анисимову.
Березовский утверждает, что хотя акции ГОКа ему и Патаркацишвили не принадлежали, но их интересы в сделке представлял Анисимов. При этом между бизнесменами, по словам Березовского, якобы была договоренность, что после консолидации ГОКа в "Металлоинвест" он и Патаркацишвили получат по 5 процентов акций холдинга.
Усманов же ранее утверждал, что Михайловский ГОК с Анисимовым покупал на свои деньги, а также на кредит в миллиард долларов, котрый был выдан бизнесменам в 2004 году госбанком ВТБ.
Березовский довольно невнятно ответил "Ведомостям" на вопрос, почему раньше ни он, ни Патаркацишвили не предъявляли права на акции "Металлоинвеста". По словам бизнесмена, общим бизнесом распоряжался Патаркацишвили, который почему-то не вспоминал о злополучном ГОКе.
Последнее заявление выглядит довольно сомнительно, поскольку еще в 2005 году Березовский и Патаркацишвили решили разделить бизнес. Патаркацишвили на протяжении нескольких лет выкупал активы у Березовского, пока в начале 2008 года не скончался от сердечного приступа.
Ящик Пандоры
Далее история становится и вовсе детективной. По данным "Ведомостей", после смерти партнера Березовский встретился с его вдовой Инной Гудавадзе, которая подписала бумаги, удостоверяющие, что половина капитала Патаркацишвили принадлежит Березовскому. Позже Гудавадзе решила аннулировать документ, и сейчас стороны якобы судятся по этому поводу.
Какое отношение имеет наследство Патаркацишвили к сделкам с Михайловским ГОКом, неизвестно, как непонятно и то, какие выгоды принесет в этом деле Березовскому подтверждение его прав на половину капитала Патаркацишвили. Тем более, что их деловые интересы были уже давно разграничены. Ведь, по имеющимся у "Ведомостей" данным, никаких документов, подтверждающих право Березовского и Патаркацишвили на активы "Металлоинвеста" попросту нет (если не понимать под соглашением с Анисимовым, о котором говорит Березовский, некое письменное соглашение).
Березовский скрывается от российского правосудия уже более 7 лет. На предпринимателя в России заведено множество уголовных дел. В 2007 году в России он был заочно приговорен к 6 годам заключения. Сейчас Березовский проживает в Великобритании, где получил политическое убежище.
Ситуация становится еще запутаннее, если вспомнить, что статус наследства Патаркацишвили, как и его объем (по разным оценкам - от 6 до 12 миллиардов долларов), до сих пор неясен. Дело в том, что завещание Патаркацишвили не было оглашено, поэтому Гудавадзе так до сих пор и не стала его наследницей. Права Гудавадзе на наследство с 2008 года сразу в нескольких судах оспаривает сводный брат покойного Патаркацишвили, гражданин США Джозеф Кей, а Гудавадзе - оспаривает права Кея. Причем, хотя окончательного решения ни один суд по делу еще не вынес, Кей умудрился заполучить в свои руки грузинский телеканал "Имеди" и даже продать его третьей стороне.
Интересно, что когда Гудавадзе начала спор за наследство Патаркацишвили с Кеем, то Березовский выступил на стороне вдовы своего партнера. Но летом 2008 года Гудавадзе публично объявила, что не имеет общих дел с Березовским.
В 2009 году об отношениях между Березовским и Гудавадзе писала британская The Sunday Times. Газета утверждала, что Березовский якобы просил лондонский суд назначить независимого душеприказчика, чтобы тот распорядился имуществом покойного Патаркацишвили. Издание утверждало, что отношения между Березовским и Гудавадзе испорчены и они общаются только через адвокатов. Источник этой информации газета не раскрыла.
Неутомимый истец
Березовский уже и ранее пытался поправить свое материальное положение через иски в Высокий суд Лондона. В частности, в 2008 году он подал иск к российскому бизнесмену Роману Абрамовичу. Березовский утверждает, что Абрамович вынудил его продать акции "Сибнефти" ("Газпром нефть"), "Русала" и ОРТ ("Первый канал") значительно ниже рыночной стоимости, пригрозив, что в противном случае эти активы конфискует государство. Защита ответчика отвергает выдвинутые обвинения.
Свои потери Березовский оценил в 2 миллиарда фунтов стерлингов, а цель подачи иска сформулировал следующим образом - "доказать, что в России власть, используя бизнес-группы, незаконно отбирает собственность у предпринимателей".
В октябре 2007 года Березовский пытался сам вручить Абрамовичу повестку в суд. Для этого предприниматель не поленился отыскать Абрамовича в одном из модных магазинов в центре Лондона, где протянул ему некие бумаги. Абрамович же спрятал руки за спину, и документы упали на пол. Березовский позже заявил, что это была повестка в суд, которая по британским законам считается врученной, даже если ее при свидетелях бросили в ноги получателю.
В этом судебном разбирательстве также много белых пятен. При этом одно из них имеет непосредственное отношение к попытке Березовского получить долю в "Металлоинвесте".
В тексте иска Березовского к Абрамовичу, по сведениям российских СМИ, опальный олигарх утверждал, что Абрамович управлял его и Патаркацишвили акциями в "Русале". При создании алюминиевой компании Березовский с Патаркацишвили якобы получили по 12,5 процента акций, еще 25 процентов было у самого Абрамовича, а 50 процентов - у Олега Дерипаски и его партнеров. Сейчас последний владеет контрольным пакетом "Русала".
Березовский утверждает, что в сентябре 2003 года Абрамович продал свою долю Дерипаске за 1,75 миллиарда долларов, не поставив об этом в известность Березовского и Патаркацишвили. ("Ведомости" указывают, что сумма той сделки, согласно отчетности "Русала", составила 1,57 миллиарда долларов). После этого принадлежавшие Березовскому и Патаркацишвили 25 процентов акций "Русала", по словам Березовкого, "значительно потеряли в цене", а в 2004 году были проданы Дерипаске за 450 миллионов долларов. Судя по всему, именно эти средства позже и была перечислены (если были) Анисимову на покупку Михайловского ГОКа.
Сам Дерипаска утверждал, что Березовского в числе акционеров "Русала" не было. При этом "Русал" в отчетности за 2004-2005 годы не раскрывал сумму этой сделки, о которой говорит Березовский, как и продавца акций.
Березовский же утверждал, что он и Патаркацишвили стали владельцами "Русала" еще в 2000 году при создании компании. Это косвенно подтвердил "Ведомостям" Дмитрий Босов, один из бывших акционеров Красноярского алюминиевого завода, акции которого были переданы "Русалу". Впрочем, Босов также обвиняет Березовского и Патаркацишвили в том, что бизнесмены обещали выплатить ему 200 миллионов долларов, но не сделали этого. Березовский утверждает, что такого заявления он не делал. Интересно, что Анисимову также принадлежало 25 процентов акций Красноярского алюминиевого завода.
Не судьба
До кризиса владельцы "Металлоинвеста" оценивали компанию в 30 миллиардов долларов, однако сейчас ее стоимость значительно упала. Кроме того, по данным российских СМИ, "Металлоинвест" задолжал госбанкам несколько миллиардов долларов.
Тем не менее, владельцы "Металлоинвеста" не сдают своих позиций. Так, Усманов является одним из самых лояльных российским властям бизнесменов, поэтому симпатии чиновников в деле с иском Березовского будут явно не на стороне последнего. Если такое вообще возможно.
Даже если Березовский когда-нибудь и выиграет суд в Лондоне, что в силу запутанности дела произойдет совсем не скоро, то совершенно не факт, что решение суда будет исполнено. Coalco Анисимова зарегистрирована в Швейцарии, но основную деятельность "Металлоинвест" ведет на территории России, где судебная победа Березовского над владельцами "Металлоинвеста" весьма сомнительна.
Как пояснил "Ленте.ру" старший юрист юридической фирмы "Падва, Хэслам-Джонс и Партнеры" Денис Товкайло, соглашение о правовой помощи между Россией и Великобританией, прямо предусматривающее возможность признания и приведения в исполнение на своей территории решений иностранных судов, отсутствует. Поэтому вероятность получения отказа в признании и приведении в исполнение решения Высокого суда Лондона на территории России - очень высока.
Впрочем, Березовского вряд ли все это сколько-нибудь смущает. Он - закаленный в схватках с бизнесменами-конкурентами человек. Но в последнее время ему не особенно везет, ведь выигрывать суды сложнее, чем побеждать в корпоративных и PR-войнах 1990-х годов. Да и административного ресурса уже нет.