Госсекретарь по делам внешней торговли Франции Анн-Мари Идрак предложила объединить авиасалоны Ле Бурже и МАКС в Жуковском. Несмотря на кажущуюся нереализуемость и фантастичность подобной идеи, слова французского чиновника тут же облетели все российские информационные агентства.
Заявление Анн-Мари Идрак пока вызывает столько вопросов, что в голову невольно приходит мысль о том, что, возможно, ее слова просто неправильно перевели. По данным РИА Новости, француженка говорила о том, что авиасалоны необходимо "породнить", не пояснив, что она имеет в виду под этими словами.
Кроме того, Анн-Мари Идрак отметила, что возможное слияние авиасалонов должно быть осуществлено в 2010 году, когда в России пройдет год Франции, а во Франции - год России. Однако по четным годам МАКС и Ле Бурже, как известно, не проходят – традиционно они организуются с двухлетним перерывом по нечетным годам.
Из слов Анн-Мари Идрак непонятно также, насколько масштабным будет объединение. Ведь если организаторы Ле Бурже и МАКСа согласятся проводить один авиасалон, а не два, то тогда непонятно, где он будет проходить: ни Франция, ни Россия отказываться от своих традиционных авиасалонов, получивших известность во всем мире, не собираются.
Если же пофантазировать и предположить, что единый авиасалон будет проходить сразу во Франции и России, то получается еще большая нелепица: как чиновники и бизнесмены будут курсировать между двумя площадками, решительно непонятно.
В каком-то смысле Ле Бурже и МАКС уже "породнены": подмосковный Жуковский, в котором проходит МАКС, является городом-побратимом Ле Бурже.
В компании "Авиасалон", которая организует МАКС, уже заявили, что ничего о предложениях по объединению авиасалонов не слышали. Кроме того, заместитель генерального директора "Авиасалона" Николай Занегин отметил, что в начале недели он был на презентации Ле Бурже во французском посольстве, на которой ни слова не было сказано о возможном слиянии.
Чтобы понять, насколько нереалистичной выглядит идея слияния авиасалонов, достаточно хоть немного разобраться в их специфике.
Ярмарка и выставка
Авиасалоны во Франции проходят с 1908 года, но Ле Бурже стало официальным местом для проведения этого мероприятия после войны – в 1953 году. МАКС, естественно, подобной историей похвастаться не может – первый авиасалон в Жуковском прошел только в 1993 году.
С тех пор, правда, МАКС значительно вырос, а сравнение авиасалона в Жуковском с Ле Бурже оказалось любимой формой одобрения МАКСа российскими чиновниками. Еще в 2003 и 2005 годах они предпочитали говорить, что отечественному авиасалону по силам тягаться с Ле Бурже и что вот-вот он станет таким же большим, красивым, удобным, комфортным и представительным.
В 2007 году чиновники стали все больше говорить о том, что МАКС уже сравнялся с Ле Бурже по многим показателям. А начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Юрий Балуевский (сейчас - заместитель секретаря Совета безопасности России) заявил, что по сравнению с МАКСом "Ле Бурже и другие салоны, наверное, будут отдыхать".
Зарубежные бизнесмены и чиновники, приезжающие на МАКС, предпочитают не сравнивать авиасалон в Жуковском с выставкой в Ле Бурже. Если же их удается разговорить, то они обычно заявляют, что МАКС из года в год растет и улучшается, однако по уровню комфорта намного уступает французскому авиасалону. С этим сложно не согласиться – на августовской жаре у специалистов в Жуковском буквально "сходит семь потов".
Иностранцы обычно заявляют и о том, что у МАКСа и Ле Бурже немного разные профили. Если в Россию обычно приезжают те компании, которые хотят сотрудничать с российскими производителями или авиаперевозчиками, то во Францию едут представители всех стран мира для торговли со всеми. Получается такая всемирная, а не региональная ярмарка.
Именно этим объясняется и то, что по объемам заключенных контрактов Ле Бурже и МАКСе пока несопоставимы – в одном случае это десятки миллиардов долларов и сотни проданных самолетов, в другом – контракты с российскими авиакомпаниями, которые, впрочем, также могут быть достаточно крупными. Однако обычно гиганты самолетостроительной отрасли Boeing и Airbus приезжают в Жуковский уже с полными портфелями заказов – основные документы подписываются в Ле Бурже.
Любопытно, что даже российские компании предпочитают для демонстрации своих новинок именно Ле Бурже, а не МАКС. Так, мировая премьера Sukhoi Superjet намечена именно на время французской выставки. Объяснить это несложно: в "Сухом" надеются, что Superjet будет пользоваться спросом не только в России, но и за рубежом. При этом многие отечественные перевозчики уже заявили, что готовы купить новые самолеты, а вот большинство западных авиакомпаний еще предстоит в этом убедить.
Несмотря на все различия российского и французского авиасалонов, МАКС все же занял свою нишу в среде крупнейших авиационных выставок мира. МАКС можно назвать связующим звеном между западными авиасалонами в Ле Бурже и британском Фарнборо с подобными мероприятиями в азиатских и латиноамериканских государствах, которые до статуса МАКСа все же не дотягивают. Кроме того, на МАКСе традиционно одна из лучших летных программ в мире – зрители могут увидеть как боевые самолеты и вертолеты, так и гражданские, а также посмотреть за выступлениями групп высшего пилотажа из разных стран.
Из-за стольких различий между авиасалонами их слияние кажется не только мало реалистичным, но и нецелесообразным. Единственным аргументом за объединение является… кризис, который наверняка скажется на количестве компаний-участников обоих авиасалонов. Да и популярность МАКСа и Ле Бурже среди населения может значительно снизиться, так как у россиян и французов просто не будет денег, чтобы приехать посмотреть на выставки.