Для описания ситуации, сложившейся вокруг строительства нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге, остроумцы-журналисты придумали выражение "гергиев узел" (по фамилии руководителя театра), а для описания финансирования проекта - "мариинская впадина". Никому из высокопоставленных чиновников не хотелось брать на себя ответственность за этот чрезвычайно дорогой и чрезвычайно скандальный долгострой. Долгие политические маневры привели участников процесса к премьер-министру Владимиру Путину. Но и его вмешательство не разрешило всех сложностей.
В 2003 году знаменитый французский архитектор Доминик Перро победил в конкурсе проектов нового здания Мариинского театра. В 2007 году от его футуристического проекта отказались (вдруг выяснилось, что он не вписывается в исторический облик Петербурга), но нового никто не предложил. Сроков реализации проекта тоже никто не отменял: "Мариинка-2" должна открыться в 2011 году.
Руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, власти Санкт-Петербурга и представители нескольких ведомств федерального правительства (в частности, Министерства культуры и Министерства финансов) вот уже два года спорят о том, какой же все-таки проект выбрать. У Гергиева есть свой фаворит (канадское бюро Diamond & Schmitt Architects), но губернатор Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что этот проект похож на автобусную остановку, да и другим заинтересованным сторонам он не нравится.
После расторжения контракта с Домиником Перро нового строителя "Мариинки-2" мог своим волевым решением назначить президент Дмитрий Медведев, но он почему-то не стал этого делать. В марте 2009 года Госдума внесла поправку в закон о госзакупках, предоставив аналогичные полномочия правительству (при наличии поручения президента). Учитывая, что поправка была принята по настоянию Министерства культуры (официального заказчика "Мариинки-2"), можно предположить, что задумана она была именно для того, чтобы дать Владимиру Путину возможность вмешаться в ситуацию.
29 мая Путин провел в Питере совещание с участием Матвиенко, Гергиева, а также министра культуры Александра Авдеева, министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной. На нем и было озвучено волевое решение: провести новый конкурс.
Правда, совсем с нуля начать уже не получится. Во-первых, уже готов фундамент (под проект Перро, хоть от него уже и отказались), и это во многом предопределяет облик будущего здания. Во-вторых, Путин потребовал, чтобы новый проект вписался в прежние сроки (летом 2011 года "Мариинка-2" должна открыться оперой "Петр Первый") и в прежнюю смету (около 10 миллиардов рублей). Кроме того, по настоянию Министерства финансов, для контроля за расходованием средств, выделенных на строительство "Мариинки-2", будут созданы "спецсчета".
Так или иначе, если все пойдет по плану и по закону, то уже в июле-августе новый проект "Мариинки-2" будет утвержден. К этому моменту уже будет готова вся подземная часть будущего театра и надо будет немедленно приступать к строительству видимой части здания. Валерий Гергиев по-прежнему хотел бы, чтобы это было нечто модернистское, такое, что можно было бы предъявить как "современную визитную карточку города". Александр Авдеев, со своей стороны, тяготеет к традиционализму: он высказал пожелание, чтобы новое здание выглядело "как императорский театр". Владимир Путин о своих архитектурных предпочтениях умолчал.