Эх, "пролетные" Авиакомпания правительства Москвы заявила права на деньги "Аэрофлота"

Вяло рассматриваемое с конца 2008 года предложение лишить "Аэрофлот" комиссии за пролет самолетов иностранных компаний над Россией, в 2009 году получило неожиданную поддержку. Кризис в отечественной авиационной отрасли привел к тому, что компании стараются найти любой доступный способ получения дополнительных средств к существованию, в том числе, за счет иностранных "пролетных".

Дайте денег

11 июля 2009 года авиакомпания "Атлант-Союз", на базе которой создается перевозчик "Росавиа", попросила Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России внести компанию в число потенциальных получателей комиссии за пролет иностранных авиаперевозчиков над территорией России ("пролетные", роялти). Сейчас эти средства поступают на счета "Аэрофлота".

Гендиректор "Атлант-Союза" Евгений Бачурин направил руководителю ФАС Игорю Артемьеву письмо, в котором заявил, что авиакомпания имеет право на часть роялти. При этом Бачурин сослался на предложения антимонопольщиков, согласно которым "пролетные" должны распределяться поровну между всеми российскими перевозчиками, осуществляющими международные перевозки. В числе таких компаний - "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия" и S7 (бывшая "Сибирь").

"Атлант-Союз" также занимается международными перевозками - самолеты компании летают в Грецию, Турцию, Египет, Чехию, Болгарию, Узбекистан, Таджикистан и ряд других стран. Для "Атлант-Союза" роялти может стать дополнительным источником финансирования. По словам Бачурина, задолженность "Атлант-Союза" перед кредиторами сейчас достигает 6 миллиардов рублей, 3,5 миллиарда из которых обещало компенсировать правительство России, но так и не сдержало данного слова.

Соглашение о взимании комиссии за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России было заключено в конце 1970-х годов. В 20 веке иностранные авиаперевозчики использовали Москву в перелетах из Европы в Азию как промежуточный пункт, отбивая тем самым пассажиров у "Аэрофлота". По условиям соглашения, они были обязаны выплачивать компенсацию "Аэрофлоту" за упущенную прибыль. С появлением дальнемагистральных лайнеров необходимость в посадке в Москве у перевозчиков отпала, однако сборы никто отменять не стал. Сейчас роялти по этому соглашению платят 11 европейских и 9 азиатских авиакомпаний, а Россия является единственной страной в мире, собирающей "пролетные". Сейчас эти деньги фактически взимаются за пересечение границ России при перелетах.

Полученные дополнительно деньги Бачурин намерен потратить, в частности, на покупку авиатехники. Мол, серьезное снижение пассажиропотока (на 53,5 процента в январе-мае 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008-го) произошло не только из-за глобального экономического кризиса, но и из-за банальной нехватки самолетов.

Система "пролетных" сформировалась в начале 80-х годов прошлого века. Получателем платежей стала единственная в то время отечественная авиакомпания - "Аэрофлот", сохранившая такую привилегию до наших дней. Сейчас компенсационные выплаты "Аэрофлоту" осуществляют около 20 иностранных компаний. Точная сумма ежегодно получаемых роялти никогда официально не называлась, однако в феврале 2008 года тогдашний генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов говорил, что речь идет примерно о 300 миллионах долларов в год. По другим оценкам, сумма может составлять около 500 миллионов долларов.

В "карман" "Аэрофлота" идет около 60 процентов от общей суммы "пролетных" - 20 процентов авиакомпания перечисляет в бюджет России в виде налогов, еще около 20 процентов - Росаэронавигации и Росавиации на развитие их программ. Таким образом, ежегодно "Аэрофлот" получает в свое распоряжение от иностранных авиакомпаний примерно 180-300 миллионов долларов. Сумма на первый взгляд небольшая, но она позволяет авиакомпании продолжать существование.

В июне 2009 года гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев утверждал, что без роялти "Аэрофлот" уже шесть лет является убыточной компанией. В 2008 году чистая прибыль "Аэрофлота" составила 37 миллионов долларов, что в 8,5 раза меньше, чем в 2007 году. К слову, снижение прибыли может быть связано и с уменьшением роялти - в связи с кризисом и сокращением объема перевозок (в целом по мировой отрасли - более 20 процентов за первые пять месяцев 2009 года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее) иностранные компании снизили число рейсов, в том числе и через Россию.

Взять все и поделить

История с "дележкой" роялти началась в ноябре 2008 года, когда учредители создаваемого российского авиаперевозчика "Росавиа" - госкорпорация "Ростехнологии" и мэрия Москвы - написали в ФАС письмо с просьбой проверить "Аэрофлот" и отобрать у него право на получение "пролетных". По мнению гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова и мэра Москвы Юрия Лужкова, роялти позволяют "Аэрофлоту" получать дополнительную прибыль и ставят другие российские авиакомпании в неравные конкурентные условия.

Против выплаты "пролетных" долгое время никто не возражал. Лишь в 2000 году, когда Россия в очередной раз начала переговоры о вступлении в ВТО, Евросоюз неожиданно потребовал отменить авиационные сборы. Еврокомиссары упирали на Чикагскую конвенцию 1944 года, согласно которой ни одной государство, подписавшее документ, не имеет права взимать с иностранных перевозчиков ничего, кроме платы за аэронавигационное обслуживание. Для СССР документ вступил в силу в 1970-м году, а после распада Союза Россия стала преемницей соглашения. Однако ни СССР, ни Россия Чикагскую конвенцию не нарушали: взимались только аэронавигационные сборы, а "пролетные" деньги "Аэрофлот" получал и продолжает получать по коммерческим соглашениям с иностранными авиакомпаниями. Эти соглашения Чикагской конвенцией не регулируются.

В феврале 2009 года ФАС пообещала подготовить постановление правительства, предусматривающее отмену права "Аэрофлота" на получение роялти. При этом Артемьев заявил, что практика начисления роялти "Аэрофлоту" - это "дикость". Однако глава антимонопольщиков отметил, что "уронить 'Аэрофлот' не является нашей целью". В правительстве согласованием документа относительно роялти "Аэрофлота" займется вице-премьер Сергей Иванов.

Тогда же некоторые СМИ сообщили, что ФАС предложили распределять "пролетные" между всеми российскими авиакомпаниями, которые летают за границу. В список таких компаний, предложенный ФАС, попали только четыре перевозчика - "Аэрофлот", "Трансаэро", ГТК "Россия", S7. Это означает, что каждая из этих компаний смогла бы получать от 75 до 125 миллионов долларов дополнительного дохода ежегодно. Однако в ФАС не учли, что в России международные перевозки осуществляют более 30 компаний, а это означает, что после дележки "пролетных" каждый из перевозчиков получал бы менее 10 миллионов долларов - по нынешним временам деньги смешные.

Впрочем, у "Ростехнологий" и правительства Москвы свое видение того, как следует распределять "пролетные". Они считают, что российские перевозчики вообще не должны получать роялти - эти деньги необходимо перечислять Росаэронавигации, Росавиа и другим авиационным ведомствам. В частности, миллионы долларов комиссии можно потратить на обучение пилотов и закупку нового аэронавигационного оборудования.

Шансов, что авиационная отрасль России получит дополнительные деньги за счет "Аэрофлота", остается очень мало. Весной 2004 года Владимир Путин, тогда еще президент России, и руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу договорились о поэтапном сокращении роялти вплоть до 2013 года и полной отмене такого рода выплат с 2014-го. Отмена "пролетных" была одним из условий, которые должна была выполнить Россия для присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО).

Соответствующее соглашение было подписано в 2005 году - задержка в год обусловлена тем, что Министерство транспорта России выступало против такой инициативы. По оценке ведомства, система роялти существует в России после СССР только на правах исторической преемственности, и попытки изменить ее могут привести к тому, что страна и вовсе лишится таких платежей. В июле 2009 года Минтранс попросил ФАС "притормозить" процесс, связанный с отменой роялти, до конца текущего года.

Давний спор

Авиаперевозчик "Росавиа" создается на базе московской авиакомпании "Атлант-Союз" и разорившегося авиаальянса AiRUnion. В новую структуру также должны войти государственные перевозчики, включая ГТК "Россия", "Владавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Дальавиа" и другие. С момента начала создания авиаперевозчика, "Ростехнологии" и правительство Москвы позиционировали его, как конкурента "Аэрофлота", который контролирует около 45 процентов российского рынка авиаперевозок. При этом заявлялось, что "Росавиа" станет крупнейшим авиаперевозчиком России, обойдя "Аэрофлот".

4 февраля 2009 года министр транспорта Игорь Левитин, председатель совета директоров "Аэрофлота", заявил, что перевозчик продолжит получать роялти до 2014 года. В июне гендиректор компании Виталий Савельев отметил, что компания должна научиться жить, "не опираясь на эти деньги с воздуха". С 2010 года "Аэрофлот" намерен вынести "пролетные" отдельной строкой в балансе.

В конце октября 2008 года Окулов назвал "Росавиа" "пузырем" на авиационном рынке, уточнив, что большие размеры авиакомпании еще не означают удачных результатов. Таким образом, фактически было положено начало противостоянию "Ростехнологий" и Москвы с одной стороны и "Аэрофлота" - с другой. Это противостояние могло послужить одной из причин отставки Окулова с поста гендиректора "Аэрофлота" в марте 2009 года.

Не исключено, что попытка лишить "Аэрофлот" роялти является еще одним шагом "Ростехнологий" и мэрии Москвы в борьбе с крупнейшим российским авиаперевозчиком. Без дополнительных средств "Аэрофлот" неминуемо уйдет в минус, а у "Росавиа" появится шанс вырваться на российский рынок авиаперевозок и отхватить на нем значительную долю. Впрочем, когда это состоится, пока не ясно. Несмотря на то, что "Росавиа" как компания уже фактически сформирована, к полноценной работе перевозчик еще не приступил.

У "Аэрофлота" же пока остается шанс для ответного маневра. Дело в том, что в марте 2009 года Окулов, уйдя из компании, стал заместителем министра транспорта России Игоря Левитина и курирует гражданскую авиацию России. Это означает, что "Аэрофлот" может получить дополнительную поддержку от своего бывшего гендиректора, проработавшего в компании с 1985 года. Даже если "завернуть" проект по отмене роялти у "Аэрофлота" с Минтрансом не получится, они смогут протянуть процесс до 2014 года, когда делить уже будет нечего.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше