Компания-парадокс

Чистая прибыль Nintendo снизилась на 60 процентов

В начале текущего года создавалось впечатление, что дела Nintendo будут идти отлично, и компания продолжит от квартала к кварталу наращивать прибыль, несмотря ни на что. Опубликованный позже финансовый отчет только добавил уверенности. Все же, заработанные компанией 18 с лишним миллиардов долларов (10-процентный рост по сравнению с прошлым годом) - это не шутки. Однако уже в первом квартале нового финансового года доходы Nintendo упали на 40 процентов, а чистая прибыль и вовсе рухнула на 60 процентов.

Последствия мирового финансового кризиса игровая индустрия в полной мере ощутила только весной. Отследить данные по Европе довольно непросто. В США, где компания NPD Group каждый месяц подсчитывает доходы игровой индустрии, в марте был зафиксирован 17-процентный спад. А еще в начале календарного года прибыль продолжала расти, консоли пользовались хорошим спросом, и даже осторожные аналитики предсказывали, что в будущем все будет не так уж плохо, несмотря на непростую экономическую ситуацию. В немалой степени это была заслуга все той же Nintendo, которая существенно расширила аудиторию геймеров за счет своих "дружелюбных" консолей Wii и DS.

Понятно, что рано или поздно темпы продаж приставок компании должны были снизиться. Большая часть так называемых "хардкорных" геймеров, заинтересованная в покупке Wii или DS, уже обзавелась этими консолями. А интерес неопытных пользователей (проще говоря, казуалов) к приставкам - штука ненадежная. К примеру, серьезно увлеченные геймеры продолжат тратить деньги на игры, несмотря на кризис. Казуалы, у которых и без того хватает развлечений, наверняка задумаются, стоит ли покупать очередной "мозговой тренажер" или сборник простеньких головоломок. Насколько просто оказалось завлечь этих людей в мир видеоигр, настолько же просто их упустить. Интерес таких геймеров нужно постоянно поддерживать - снижением цен или новыми необычными проектами. Сиквелы и римейки многим из них точно не нужны.

Удешевлять ту же Wii руководство Nintendo категорически отказывается, а с простыми, но гениальными идеями, которые можно продать, дела у компании в последнее время идут не очень хорошо. Например, Wii Music смогла разойтись тиражом всего в 2,5 миллиона копий, что на фоне почти 22 миллионов Wii Fit выглядит более чем скромно. Да и пресса эту незамысловатую игру не оценила.

Внезапно выяснилось, что к началу 2009 года у Nintendo в запасе не осталось вообще никаких важных проектов. Последствия этого проявились в первом квартале финансового года, когда продажи Wii рухнули более чем в два раза (с 5,17 до 2,23 миллиона приставок). Положение немного поправил запуск DSi в Европе и США. Но даже несмотря на это количество реализованных портативных консолей снизилось почти на миллион по сравнению с прошлым годом.

Руководство Nintendo не стало скрывать, что падение доходов и снижение спроса на консоли связано с недостатком важных проектов. Вышедшая в конце июня Wii Sports Resort не успела положительно повлиять на общую картину первого финансового квартала, а на DS ничего кроме Pokemon Platinum геймеров толком не заинтересовало.

Президент компании Сатору Ивата уверен, что во второй половине текущего года ситуация исправится. Разгонится Wii Sports Resort (которая уже прочно обосновалась на верхушке британского чарта), осенью выйдут Wii Fit Plus и New Super Mario Bros. Wii. Каждая из этих игр, по мнению Иваты, к концу финансового года (то есть, к 31 марта 2010 года) разойдется тиражом в 10 миллионов копий, не меньше. А снижение цены на Wii подождет.

Интересно, что стоимость акций Nintendo, которая в конце ноября поползла вверх (видимо, в связи с первыми отчетами о продажах вышедшей в Японии DSi), с января стабильно снижается. И изменить эту ситуацию не могут ни радужные финансовые отчеты, ни анонсы компании на игровой выставке E3. Зато акционеров всерьез обеспокоила новость о том, что Nintendo почти на 23 доллара увеличит оптовую цену на Wii в Великобритании.

Очевидно, что компании нужно что-то менять. И в большей степени это касается политики компании в отношении Wii. Ранее Сатору Ивата отмечал, что компания планирует продать не меньше 120 миллионов консолей к концу ее жизненного цикла. За два с половиной года удалось реализовать 52,62 миллиона приставок, после чего интерес к Wii заметно снизился. В этой ситуации одних надежд на хорошие продажи трех игр (пусть даже они оправдаются) явно недостаточно.

Компании явно не хватает хороших игр от сторонних разработчиков, которые смогли бы привлечь геймеров. Очень показателен в данном случае шутер The Conduit, который позиционировался как самый красивый проект для Wii, но ни оценками, ни продажами надежд не оправдал.

Собственные разработки Nintendo, к слову, тоже иногда вызывают недоумение. Достаточно вспомнить анонсированное на E3 устройство Wii Vitality Sensor, с которым, кажется, даже сами разработчики не знают, что делать. Хотя игровой дизайнер Сигэру Миямото уверен, что ему удастся найти применение этому аксессуару.

Нельзя забывать и про конкурентов, которые уже обзавелись неплохой базой хардкорных геймеров, и сейчас пытаются отхватить кусок казуального рынка. Речь, конечно, о новых контроллерах Microsoft и Sony. Пока руководство Nintendo смотрит на все эти попытки свысока, и именно эта самоуверенность настораживает. Когда конкуренты закрепятся на казуальном рынке, реагировать будет уже поздно.

Портативной DS пока ничто не угрожает. Консоль более чем в два раза опережает единственного конкурента PSP. Можно не сомневаться, что Nintendo сможет продать прогнозируемые 150 миллионов DS за весь жизненный цикл. А то и больше. К настоящему времени геймеры купили 107,75 миллионов консолей, и это далеко не предел.

C другой стороны, в октябре в продажу поступит PSP Go с кучей новых игр, которая хоть на какое-то время может сместить DS с первых строчек в чартах. Также не стоит забывать, что спрос на казуальные игры, на которые делает ставку Nintendo, в последнее время существенно снизился. Об этом, в частности, говорит недавний финансовый отчет Ubisoft. Хотя у DS все же гораздо больше традиционных игр, чем у Wii. Можно вспомнить, к примеру, Dragon Quest IX, которая за первые два дня продаж разошлась в Японии тиражом в 2 миллиона копий.

Возможно, не стоит сгущать краски. Руководство Nintendo и без чужих советов разберется, как повлиять на продажи и увеличить доходы. Иначе приставки компании не возглавляли бы сейчас все возможные чарты продаж. Важно лишь не забывать одну простую истину: захватить лидерство гораздо проще, чем удержать его.

Максим Мишин