Больше интересных новостей у нас во ВКонтакте
Новости партнеров

Сверхъестественное кино

Фильм стоимостью 11 тысяч долларов совершил революцию в кинематографе

Иногда Голливуд способен на настоящие сюрпризы. Не в смысле рождения каких-то уж очень оригинальных идей, хотя и это временами случается, а в смысле применения уникальных маркетинговых схем, которые даже у не особенно посвященных в премудрости этого бизнеса сторонних наблюдателей могут вызвать неконтролируемые судороги зависти. Подобные симптомы возникают при взгляде на эксперимент студии Paramount с фильмом "Сверхъестественная активность", который при бюджете в 11 тысяч долларов стал самой большой кассовой сенсацией со времен "Ведьмы из Блэр".

А виноват во всем, конечно же... Стивен Спилберг. Именно ему киностудия Paramount поручила оценить перспективы картины, права на которую были приобретены на кинофестивале Slamdance. Дебютный проект режиссера Оурена Пели, снявшего фильм о доме с привидениями при помощи нескольких друзей и пары ручных камер, настолько напугал участников фестиваля, что кто-то в руководстве студии всерьез задумался о съемках римейка с бюджетом в добрую сотню миллионов долларов.

Спилберг забрал копию фильма домой, и вот тут-то началась всякая чертовщина. По признанию самого режиссера, после завершения домашнего сеанса дверь в его спальню самопроизвольно захлопнулась - да так, что пришлось звать на помощь слесаря и ломать дверную коробку. Этого оказалось достаточно для того, чтобы искушенный Спилберг упаковал диск с фильмом в пакет для мусора и отправил его в офис киностудии с рекомендацией отказаться от планов съемок римейка и выпустить фильм в широкий прокат в первозданном виде.

А когда советы дает такой человек, как Спилберг, в Голливуде принято к ним прислушиваться. И руководство Paramount придумало беспрецедентный сценарий продвижения "Сверхъестественной активности" на рынке, сводящий затраты на рекламу проекта к минимуму. Были организованы несколько тестовых показов, которые подтвердили пугающую силу творения Оурена Пели, а затем в сети началась акция Demand it! (Потребуй этого!), участникам которой предлагалось назвать города, где должны состоятся первые сеансы картины. И "сарафанное радио", заработавшее на полную мощность прежде всего в микроблоге Twitter, сделало то, на что при стандартных маркетинговых комбинациях тратятся миллионы долларов.

"Сверхъестественная активность", стартовавшая всего на полутора сотнях экранов, уже в первые выходные заработала более семи миллионов долларов, потеснив в первой десятке самых кассовых фильмов многие масштабные проекты, вроде тех же "Суррогатов", идущих на ТРЕХ ТЫСЯЧАХ экранах. Более того, сборы с одной копии фильма достигли 44 тысяч долларов, что почти в полтора раза больше, чем было у "Темного рыцаря". А это что-нибудь да значит. По этому показателю "Сверхъестественная активность" уступила лишь мюзиклу "Ханна Монтана в кино", умудрившемуся заработать на тысячу долларов больше.

И это еще не все. Анонсируя акцию Demand it!, студия Paramount пообещала, что если в поддержку картины будут поданы более миллиона голосов, то она выйдет в широкий прокат как минимум на нескольких сотнях экранов. На момент написания данной заметки рубеж в миллион голосов уже был преодолен, а значит с 16 октября "Сверхъестественной активностью" будут охвачены крупнейшие прокатные сети Северной Америки. Естественно, никаких абсолютных рекордов в денежном выражении ожидать от фильма не стоит, но прибыль от проекта, созданного за 11 тысяч долларов, в любом случае будет астрономической.

Промо-ролик к фильму "Сверхъестественная активность"

Get the Flash Player to see this player.

Последний раз нечто подобное случилось ровно 10 лет назад, когда на экраны вышла псевдодокументальная "Ведьма из Блэр", заработавшая при 60-тысячном бюджете более 140 миллионов только в одних США. Тогда тоже сработал эффект "сарафанного радио", однако его "мощность" была несравнима с возможностями современной блогосферы.

Но значение успеха "Сверхъестественной активности", безусловно, не исчерпывается лишь кассовыми сборами. На примере этой картины один из крупнейших голливудских мейджоров опробовал принципиально новую схему продвижения коммерческого продукта, позволив определить прокатную судьбу картины самим зрителям. Такой прием, естественно, применим не ко всем проектам и эффективен лишь в том случае, если речь идет о действительно качественном продукте. Но прием работает, и это необычайно важно - особенно в эпоху больших финансовых потрясений.

Здесь стоит вспомнить о ситуации с фильмом Мартина Скорсезе "Остров проклятых", который уже после появления в сети первых трейлеров стал рассматриваться как один из вероятных претендентов на главные "оскаровские" номинации. Но у той же самой компании Paramount просто не оказалось средств на типичную в таких случаях рекламную кампанию, и премьера картины была перенесена с октября 2009 года аж на февраль 2010 года, что фактически лишило ее шансов претендовать на золотые статуэтки.

У успеха "Сверхъестественной активности" будет и еще одно важное последствие. Если десять лет назад съемочная и монтажная техника приемлемого качества была в распоряжении лишь немногих, то ныне развитие и удешевление технологий чрезвычайно расширило круг ее обладателей. А значит, американской киноиндустрии, как самой прогрессивной и чутко реагирующей на пульсации рынка, в ближайшие годы стоит ждать настоящего взрыва любительского кино, смонтированного на настольном компьютере и изобилующего необходимыми, как воздух, свежими идеями.

Конечно, блокбастеры стоимостью в сотни миллионов долларов никуда не денутся, но большой кинематограф раз и навсегда перестанет быть уделом лишь избранных.

Кстати, Оурен Пели уже получил заказ на съемки картины о знаменитой "зоне 51", в течение десятков лет манящей к себе любителей всевозможных теорий заговора и искателей внеземных цивилизаций. Кто знает, быть может, мы становимся свидетелями рождения нового Стивена Спилберга, с которого все и началось.

Андрей Воронцов