Тоннельный синдром Железную дорогу под Ла-Маншем закрыли на три дня из-за холодов

Неожиданный снегопад в середине декабря в Европе привел не только к многокилометровым пробкам в городах, но и к серьезным нарушениям транспортного сообщения между материком и Великобританией. Простояв три дня без движения, 22 декабря начали работать поезда Eurostar, курсирующие по тоннелю под Ла-Маншем, однако вернуть и без того загруженный накануне Рождества путь к нормальному графику движения удастся еще не скоро.

Трудности у Eurostar, оператора железнодорожной ветки между Францией и Великобританией, начались в пятницу, 18 декабря, когда часть поездов пришлось задержать из-за снегопада, а пять из них застряли в тоннеле из-за поломок. Около двух тысяч человек оказались заперты в 50-километровом тоннеле и провели под морским дном почти полдня. Впрочем, не всем пассажирам вставших поездов Eurostar пришлось долго мучиться взаперти - за супермоделью Клаудией Шиффер, к примеру, приехал эвакуационный автомобиль.

На следующий день после аварии тоннель закрыли для расследования инцидента. Железнодорожное сообщение не работало все выходные, в понедельник открыть движение поездов Eurostar также не удалось. Проехать по тоннелю получилось лишь 22 декабря, движение было открыто с 7:30 по Гринвичу до 18:00. Однако на этом все не закончилось - Eurostar работает далеко не на полную мощность, и во вторник перебраться через Ла-Манш смогли лишь обладатели билетов на 19 и 20 числа декабря. В среду в поезда пустят людей, чье путешествие было запланировано на понедельник и вторник, а полностью движение восстановят в лучшем случае через неделю. Если, конечно, еще чего не приключится.

За недолгую историю Евротоннеля, запущенного в 1994 году, аварии случались неоднократно, но, пожалуй, впервые один из основных путей сообщения между островной и материковой Европой закрывают из-за банальной неготовности к холодам.

Тоннель под Ла-Маншем (пролив между Великобританией и Францией еще называют Английским каналом) состоит, по сути, из трех тоннелей. По двум проложены рельсы, они отведены под движение пассажирских и грузовых поездов, а третий тоннель, расположенный посередине, является техническим. Ежегодно по тоннелю перевозят около 9 миллионов пассажиров и более двух миллионов автомобилей. Оператор Eurostar занимается исключительно пассажирскими перевозками, тогда как компания Eurotunnel Shuttle перевозит грузы и автомобили.

По предварительным данным, поезда остановились из-за сбоя в системе электропитания, которая, в свою очередь, отказала из-за разницы температур в тоннеле и на поверхности и образования конденсата. Как заявили в Eurostar, обычно системы защиты поездов от образования конденсата справляются со своей работой, но в пятницу во Франции установилась необычно холодная погода, к которой в Eurostar должным образом не подготовились. Все три дня простоя инженеры Eurostar работали над техническим решением, которое исключит подобные инциденты в дальнейшем, и испытания в понедельник дали положительные результаты.

Различные подсчеты свидетельствуют, что тем или иным образом от трехдневного бездействия пассажирской железной дороги под Ла-Маншем пострадали от 40 до 70 тысяч человек, а если учесть возросшую нагрузку на паромное и авиасообщение между Францией и Великобританией, то их число может быть существенно больше. В несколько более благоприятной ситуации оказались автовладельцы, планировавшие путешествие через пролив - компания Eurotunnel, ответственная за транспортировку машин на железнодорожных платформах, работу прерывала ненадолго и уже с 21 декабря перевозила всех желающих при условии наличия заранее купленного билета.

Тоннель под Ла-Маншем начали строить еще в 1876 году после открытия первого в мире метрополитена в Лондоне, хотя первые идеи строительства были предложены еще Наполеоном Бонапартом. После пяти с лишним лет работы и четырех километров прорытого тоннеля строительство по политическим соображениям (Францию и Великобританию с давних лет связывают не слишком теплые отношения) пришлось прекратить. В течение 20-го века предпринимались еще несколько попыток, но завершить строительство удалось лишь в 1994 году.

Несмотря на неоднократные аварии, Eurostar является самым надежным способом путешествия через Ла-Манш: самолеты зачастую задерживаются и стоят недешево, паромы медленны, а на поезде можно доехать от Лондона до порта Кале во Франции за два часа и примерно 35 евро. Тоннель играет достаточно важную роль в сообщении Великобританией и остальной Европой (поезда Eurostar идут, кстати, не только во Францию, но и в Бельгию), поэтому неудивительно, что авария пяти поездов вызвала бурю критики. Так, президент Франции Николя Саркози назвал сложившуюся ситуацию недопустимой и вызвал "на ковер" главу Eurostar Гийома Пепи (Guillaume Pepy), а французский министр путей сообщения, так же как и его коллега из Великобритании, объявил о начале подробного расследования инцидента, которое установит виновных.

Eurostar уже пообещала компенсировать ущерб всем пострадавшим от трехдневного транспортного коллапса. Всем желающим вернут полную стоимость билетов на поезд, компенсируют ряд расходов, в том числе и затраты на гостиницу, которой не удалось воспользоваться, а также дадут один бесплатный билет. Но, что самое главное, рождественский сезон для Eurostar сорван окончательно и бесповоротно - билеты на поезда не будут продаваться как минимум до 26 декабря, а желающим перебраться для празднования католического Рождества на ту или иную сторону пролива придется найти себе другой способ преодолеть водную преграду.

Технические неисправности - не единственная проблема, с которой в Eurostar столкнулись накануне Рождества. Практически одновременно с сообщениями о задержке поездов стало известно о том, что одно из профессиональных объединений машинистов поездов, курсирующих под Ла-Маншем, объявило о забастовке. Машинисты требовали повышения зарплат и собирались прекратить работу на 48 часов, в течение которых движение было закрыто по совершенно другим причинам. Впрочем, у них есть шанс проявить себя 26-27 декабря - на этот срок назначена новая акция протеста. В Eurostar утверждают, что забастовка ни к каким осложнениям не приведет, так как у компании есть где найти замену бастующим.

До настоящего времени движение в тоннеле под Ла-Маншем останавливали на продолжительный срок только из-за пожаров. Впервые к подобной мере пришлось прибегнуть в 1996 году, когда загорелся поезд, перевозивший на платформах грузовики. Тогда пострадали восемь человек, а движение поездов возобновили только через три дня после происшествия. Гораздо более серьезным был пожар в сентябре 2008 года, который не привел к серьезным жертвам, но нанес сильный ущерб инфраструктуре тоннеля. В полной мере движение восстановили только спустя почти полгода. А вот проблемы с энергосистемой Eurostar испытывала совсем недавно - в сентябре 2009 года два инцидента с коротким замыканием на железнодорожной ветке привели к задержкам более чем десяти поездов.

Павел Борисов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше