Ухоженный мужчина лет тридцати открывает глаза под лучами утреннего солнца. На экране возникает значок, приглашающий сесть на кровати и оглядеться. В ближайшие полчаса молодой архитектор Итан Марс не без помощи игрока примет душ, побреется, почистит зубы, оденется, хлебнет апельсинового сока, поможет жене накрыть на стол, понежится на траве и сразится с сыновьями на пластмассовых мечах. Главный консольный триллер сезона стартует как симулятор субботнего досуга, семейного быта в идиллической сабурбии.
Впрочем, с каждой минутой существования в счастливом мирке икеевской мебели, аккуратно подстриженных лужаек и детского смеха - а в это пространство из рекламы ипотечного кредита вживаешься моментально, охотно подключаясь к праздничным хлопотам Марса - растет ощущение тревоги, надвигающейся беды. К моменту, когда происходит катастрофа и на сцену выходит маньяк-убийца, эмпатическая связь с персонажем оказывается настолько сильна, что гибель одного из сыновей архитектора и похищение второго воспринимаются уже как трагедия близкого человека. Эмоциональность - сильнейшая сторона Heavy Rain, интерактивного фильма для PlayStation 3, заставляющего переживать происходящее на более глубоком уровне, чем это позволяет обычное кино.
Удивительной степени вовлечения режиссер Дэвид Кейдж достигает как драматургическими средствами (в постановочном плане Heavy Rain - качественный прорыв), так и чисто игровыми, вроде разбиения поведения героя на микрофазы, погружающие внутрь действий. Чтобы побриться, нужно не просто нажать, условно говоря, кнопку "бритье", а взять бритву и двигать рукояткой джойпада, управляя рукой персонажа. Автомобиль заводится известными манипуляциями с ключом зажигания, рычагом передач, педалью газа. Отдельные сцены требуют быстрого нажатия кнопок в строгой последовательности - эта техника применяется в интерактивном кино со времен Dragon's Lair и в Heavy Rain реализована чуть ли не самым удачным образом. Кроме того, игра поможет узнать, о чем думает герой: при нажатии кнопки L1 в воздухе вокруг него появляются маркеры различных соображений, а выбор направления мыслей может влиять на ход событий.
Как и в своей предыдущей работе, Fahrenheit, Кейдж экспериментирует с вариативностью сюжета. Итан Марс не одинок в поисках Мастера Оригами - местного варианта Зодиака, топящего маленьких мальчиков в дождевой воде. По следу убийцы идут похожий на Дэвида Духовны агент ФБР Норман Джейден и словно выпавший из фильма нуар частный сыщик Скотт Шелби; в определенный момент к Марсу присоединяется Мэдисон Пэйдж, страдающая бессонницей девушка-фотограф. Все герои примечательны по-своему, а Джейден добавляет к базовой игровой механике любопытную дедуктивную надстройку. Федеральный агент использует в полевой работе "устройство расширения сознания" (УРС) - комплект из перчатки-анализатора и очков с технологией "дополненной реальности", позволяющий прямо на месте засекать и анализировать следы ДНК и другие неразличимые глазом улики. Расплачиваться за пентагоновскую технологию приходится приступами галлюцинаций и зависимостью от некоего лекарства триптокаина. Вряд ли рядовые американские криминалисты имеют сегодня доступ к подобной аппаратуре, но формально придраться не к чему - создатели Heavy Rain определяют время действия игры 2011 годом. Надо сказать, что УРС остается единственным полуфантастическим элементом игры, и особого недоумения он не вызывает - в конце концов, речь идет об эффектной упаковке технологий сегодняшнего дня.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/heavyrain/video3', 640, 360, 'player1');<br />С 2006 года, когда началась разработка и публике показали предварительное демо The Casting с "прослушиванием" виртуальной актрисы, студия Quantic Dream и пиар-служба SCEI особо подчеркивали высокую реалистичность Heavy Rain. В прессе даже выдвигались предположения, что авторам игры удастся обойти так называемую проблему "зловещей долины" (Uncanny Valley) - психологический феномен, когда искусственный персонаж вызывает неприязнь своим сходством с человеком. Ожидание, к сожалению, не оправдалось, конечный результат выглядит достаточно спорно: несмотря на использование технологии захвата движений и мимики актеров, высочайшую детализацию лиц и нюансировку тонкой моторики вплоть до еле заметных подрагиваний пальцев, персонажей по-прежнему невозможно перепутать с настоящими людьми. Это, скорее, высококачественные манекены, и когда такой манекен начинает двигаться с почти человеческой плавностью, испытываешь подсознательный дискомфорт, сразу становится не по себе. Сознание тем временем убеждает, что все в порядке, благо в остальном Heavy Rain выглядит изумительно, как и подобает современному блокбастеру для PS3. Ключевым элементом оформления стала дождевая вода, вокруг которой строятся сюжет и атмосфера игры; осадки фантастически разнообразны - брызги на поверхности луж, косые линии, морось, потоки, сплошные стены воды. Поблескивает кожаная куртка Мэдисон, в окнах сквозь ручейки и разводы отражаются зарницы, есть даже подводный уровень, где Шелби и его компаньонке необходимо выбраться из тонущего автомобиля.
Прохождение поделено на главки, управление переходит от одного персонажа к другому, и гибель того или иного действующего лица совсем не означает окончания игры - история продолжится с поправкой на выбывание героя. На деле, конечно, далеко не каждый поступок или реплика вызывают кардинальные изменения сценария: многие варианты поведения разнообразят конкретные эпизоды первых двух третей игры, но на итоговом результате не сказываются. По-настоящему широко влиять на происходящее вы начинаете в последней четверти игры, ведущей к букету финалов - в отличие от той же Fahrenheit, логичных, изящно выстроенных, лишенных всякой скомканности.
Get the Flash Player to see this player.
lentavideo ('video/games/heavyrain/video2', 640, 360, 'player2');<br />Heavy Rain оправдывает большинство ожиданий: это блестящий образец взрослого игрового нарратива, шаг вперед в жанре интерактивных фильмов и творческий реванш Дэвида Кейджа, который после неудачи с предыдущей разработкой все-таки создал цельное произведение на стыке классического кинотриллера и мультимедийного продукта. Безусловно, здесь есть к чему придраться - полностью избежать сюжетных нестыковок не удалось, кое-какие нарекания вызывает работа артистов озвучения (и англоязычных, и русских - в обеих версиях неудачно подобраны голоса детей), а ряд кажущихся предельно важными сцен-испытаний в действительности не влияет на выбор концовки - однако это не более чем шероховатости на фоне общего великолепия.
До последнего времени на PlayStation 3, по большому счету, было всего два эксклюзивных проекта, оправдывающих покупку именно этой консоли - Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots и Uncharted 2: Among Thieves. Сегодня к ним добавился Heavy Rain.
Валерий Корнеев