Новости партнеров

Последние дни пузыря

Проект "Росавиа" никак не почит в бозе

Проект "Росавиа", который когда-то с помпой анонсировала госкорпорация "Ростехнологии", доживает последние дни. Несостоявшийся конкурент "Аэрофлота", который презрительно окрестили "пузырем", уходит в небытие, волоча за собой целый шлейф скандалов. С "Росавиа" намерены истребовать миллионы рублей бывшие сотрудники, а иск правительства Москвы к компании уже находится в суде. "Ростехнологии", однако, не намерены терять контроля над своими активами.

Бесперспективность проекта "Росавиа", который инициировали "Ростехнологии", напомним, была признана в начале февраля 2010 года. Госкорпорация планировала создать авиальянс на базе своих авиационных активов и "Атлант-Союза" правительства Москвы. Считалось, что Росавиа" станет второй по объему пассажироперевозок авиакомпанией в России.

В 2008 года для будущей авиакомпании было зарегистрировано ОАО "Авиакомпания". 51 процент акций управляющей компании перешел госкорпорации "Ростехнологии", остальное получило правительство Москвы. Позже власти столицы вышли из проекта, который начал стремительно деградировать.

В начале февраля премьер-министр России Владимир Путин решил, что "Ростехнологии" должны передать свои компании "Аэрофлоту". На этом в истории создания альянса "Росавиа" можно было бы поставить точку, но не тут-то было. Никогда не существовавшая в реальности авиакомпания продолжает подавать признаки жизни.

Выяснилось, к примеру, что "Ростехнологии" так и не подписали меморандум о взаимопонимании с "Аэрофлотом". Этот документ как раз и должен предусматривать передачу крупнейшему перевозчику России авиакомпаний "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Владивостокавиа", "Саратовские авиалинии" и "Сахалинские авиатрассы". В обмен госкорпорация, напомним, получит долю в самом "Аэрофлоте", который уже начал выкуп необходимых для этого акций у Национальной резервной корпорации Александра Лебедева.

Путин отвел на подписание документа неделю, но на дворе март, а никаких меморандумов стороны так и не подписали.

"Ростехнологиям", лишившимся "Росавиа", напомним, было предложено заняться лизингом, то есть приобретать и сдавать самолеты в аренду российским авиакомпаниям. Точнее - все тому же "Аэрофлоту". В 2009 году госкорпорация объявила тендеры на закупку 65 самолетов у крупнейших мировых производителей, но после того, как Путин отобрал у нее активы, такой заказ лишался смысла.

Госкорпорации отведенная роль явно пришлась не по душе. Газета "Ведомости" утверждает, что ее менеджмент тянет с подписанием соглашения с "Аэрофлотом", поскольку хочет наравне с перевозчиком участвовать в управлении бывшими активами. "Аэрофлот", понятное дело, соглашаться на это не намерен.

В чем смысл спора, однако, неясно, ведь для "Ростехнологий" сделка с "Аэрофлотом" выглядит чрезвычайно привлекательно. Госкорпорации не только удастся избавиться от проблемных активов, но и получить долю акций в крупнейшем перевозчике страны. Соответственно, "Ростехнологии" смогут наблюдать за состоянием переданных "Аэрофлоту" активов уже в качестве акционера более крупной холдинговой структуры. Претендовать на контроль над работой "Аэрофлота", учитывая ту "эффективность", с которой была создана "Росавиа", - затея, конечно, интересная.

Пока "Ростехнологии" затягивают передачу активов, а ситуация в подконтрольных им компаниях лучше не становится. По сути, госкорпорация "подвесила" бизнес-процессы всех участников сделки. Дело в том, что получив контроль над перевозчиками "Росавиа" "Аэрофлот" будет перекраивать маршрутные сети, убирая дублирующие рейсы. Сделать это будет возможно лишь тогда, когда "Аэрофлот" получит контроль над документацией и финансовыми потоками авиакомпаний, переходящих под его контроль.

На "Росавиа" в "Ростехнологииях", по-видимому, поставили крест задолго до решения Путина. Руководство ОАО "Авиакомпания" неоднократно жаловалось, что не получила от "Ростехнологий" обещанного финансирования, а в офисе ОАО не было телефонной связи и интернета. Даже компьютеры, судя по всему, сотрудники приносили из дома.

Служебного рвения в "Ростехнологиях" не оценили. Газета "Коммерсант" утверждает, что ОАО "Авиакомпания" разорвало контракты с ключевыми менеджерами еще 31 декабря 2009 года. При этом менеджерам не выплатили зарплату за несколько месяцев.

В итоге сотрудники ОАО "Авиакомпания" обратились в Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру с требованием взыскать 5 миллионов рублей невыплаченной зарплаты. Они также попросили прокуратуру представлять их интересы в суде.

Недвижимости у управляющей компании "Росавиа" нет. Более того, компания оказалась не в состоянии даже оплатить арендованные под офис площади. В феврале Московский арбитраж принял к рассмотрению иск к ОАО "Авиакомпания" от ОАО, подконтрольного департаменту имущества Москвы. Истец сдавал на Новом Арбате офис, за аренду которого ОАО "Авиакомпания" задолжала 12,4 миллиона рублей.

Скорее всего, "Авиакомпания" вообще никому ничего не заплатит. Дело в том, что у управляющей компании "Росавиа" почти нет своего имущества. При этом в случае банкротства ОАО привлечь к ответу "Ростехнологии" будет практически невозможно, ведь для этого будет необходимо доказать, что компания обанкротилась из-за злого умысла акционера.