Бремя славы

Американка пытается отсудить у реалити-шоу 100 миллионов долларов

Одна из главных причин, по которым некоторые люди хотят попасть в реалити-шоу, - стремление к славе. Однако далеко не всегда участие в таких программах делает новоявленных звезд всенародно любимыми. Юная американка Алиша Гуастаферро решила, что ущерб, нанесенный ее репутации популярным шоу на канале ABC, обошелся ей в сто миллионов долларов. По крайней мере, именно такую сумму она рассчитывает отсудить у телеканала и владеющей им корпорации Disney.

Идея реалити-шоу "Wife Swap", первоначально появившегося на британском телевидении, довольно проста. Создатели программы выбирают две семьи, которым предстоит на две недели обменяться матерями. Причем для создания максимального количества конфликтных ситуаций первую неделю новой маме приходится подстраиваться под правила принимающей ее семьи, а на второй неделе она может установить во временном доме свои порядки. После завершения шоу все его участники обмениваются впечатлениями. Из отснятого за две недели материала формируется программа продолжительностью меньше часа.

С 2003 года в разных странах вышло несколько сотен эпизодов "Wife Swap". За это время с программой произошло немало скандалов. Так, в 2005 году в дом ничего не подозревавшего жителя Оклахомы приехала новая мать его детей, оказавшаяся мужчиной-геем. Возмущенный участник шоу пытался отсудить у его создателей 10 миллионов долларов, но, как выяснилось, в контракте было прописано, что в проекте могут принимать участие однополые пары.

Кстати, семья Хин из штата Колорадо, на целую ночь поставившая на уши всю Америку сообщением о мальчике, улетевшем в небо на воздушном шаре, тоже участвовала в "Wife Swap". Впрочем, продюсеры программы намеренно отбирают для участия семьи, обладающие некоторыми странностями: с обычной семьей шоу может получиться скучным.

Эпизод, в котором участвовала семья Гуастаферро, проживающая на севере штата Нью-Йорк, был снят в январе 2008 года. Ральф Гуастаферро на две недели обменялся женой с пастором Дуэйном Боссом из штата Индиана. Пикантность ситуации заключалась в том, что Карен Гуастаферро - бывшая участница конкурсов красоты, воспитавшая свою единственную дочь Алишу в том же духе. Энджи Босс, напротив, является радикальной феминисткой, которая не пускает трех своих дочерей в школу и сама обучает их всему необходимому - от американской истории до ремонта автомобилей.

Если семья пастора Босса показалась зрителям шоу просто странной, то чета Гуастаферро, и в особенности их дочь Алиша, вызвала всеобщее негодование. Судя по всему, именно на такой эффект рассчитывали сценаристы. Пятнадцатилетняя Алиша предстала перед американцами как избалованная донельзя дочь богатых родителей, которая с утра до вечера наносит обильный макияж, репетирует улыбки перед зеркалом, смотрит на собственные фотографии, грубит официанткам и ходит за покупками. В гостиной дома стояла рождественская елка: Карен Гуастаферро гордо заявила, что ее дочь получает 365 подарков в год, и это обходится семье в сто тысяч долларов ежегодно. Домашние задания за девочку выполняла мама. Как выяснилось в ходе шоу, Алиша не могла написать без ошибок даже слово "Америка".

Пересказывать все перипетии шоу, связанные с попытками провинциальной феминистки за две недели перевоспитать помешанную на журнальном глянце девчонку, бессмысленно: этот эпизод шоу можно найти на YouTube. Несмотря на то что Энджи Босс добилась некоторых успехов в донесении до Алиши феминистских идей, зрители возненавидели девочку. Кого-то раздражала ее глупость и зацикленность на собственной внешности, кто-то до глубины души обиделся на фразу "Мне жаль людей, которые не выглядят великолепно". Масла в огонь подлили журналисты, побеседовавшие с семьей Гуастаферро и выведавшие, что на Новый год девочка получила в подарок дорогой автомобиль, за руль которого пока не имеет права даже садиться.

Как утверждает теперь Алиша, после выхода программы в ее адрес посыпались многочисленные злые анонимки. Авторы некоторых посланий угрожали убить девочку, другие просто осыпали ее ругательствами и предрекали ей одинокую старость и смерть в нищете. Алиша была вынуждена перейти в другое учебное заведение, поскольку за прозвучавшее в эфире: "Я самая популярная девочка в школе", - ее невзлюбили одноклассники. Да и успеваемость юной Гуастаферро снизилась: по всей видимости, учителя не оставили просто так известия о том, что за Алишу учится мама. В общем, вместо всеобщего признания и восхищения девочка получила одни насмешки и несколько раз оказывалась на пороге суицида.

В иске Гуастаферро к ABC и Disney говорится, что в испорченной репутации Алиши виноваты создатели программы. Оказывается, все фразы, разозлившие зрителей, были придуманы сценаристами, а саму юную звезду постоянно подначивали, чтобы она вела себя как стервозная и испорченная барышня. Рождественская елка, согласно иску, также была выдумкой создателей программы.

Надо сказать, что после выхода программы в эфир благосостояние семейства Гуастаферро привлекло внимание ФБР. В июне 2009 года в доме семьи прошли обыски, а в ноябре Ральф Гуастаферро признал себя виновным в том, что помог канадской телемаркетинговой компании отмыть 1,2 миллиона долларов. Карен Гуастаферро в свою очередь оказалась злостной неплательщицей налогов: она задолжала более 50 тысяч долларов. Приговор родителям Алиши еще не вынесен, поскольку расследование деятельности канадской компании пока не завершено, но отец девушки может сесть в тюрьму почти на пять лет, а ее мать - на год и четыре месяца. Зрители шоу, еще не забывшие и не простившие заносчивую Алишу, злорадствовали, узнав, что подарки девочке покупали на деньги, полученные от преступной деятельности.

Вероятность того, что Гуастаферро смогут получить от ABC и Disney хоть какую-то компенсацию, крайне мала. Скорее всего, все сцены, добавленные в программу по инициативе ее создателей, не выходят за рамки предусмотренных контрактом отклонений от действительности. За спиной у компании - армия корпоративных юристов, которые смогут доказать, что участники "Wife Swap" знали, на что шли. Тем не менее, судебный процесс обещает сам по себе стать увлекательным реалити-шоу.

Юлия Савицкая