Вечером 7 апреля стало известно, что из Киргизии сбежал президент. Когда в Бишкеке шли вооруженные столкновения, а часть мятежников (сочтя, видимо, что для "народной революции" они уже сделали достаточно) грабила магазины, Курманбек Бакиев сел в самолет и улетел в неизвестном направлении. Позднее, правда, президент вроде бы нашелся в своей резиденции в Оше (на юге страны). Но это уже не имело особого значения. Толпа к тому времени уже громила дома, принадлежащие президентской семье, а лидеры оппозиции делили его власть.
Назвать победителя в противостоянии, которое уже фактически завершилось свержением власти, сложно. Едва ли это население Киргизии: пять лет назад страна уже получила "революционного президента" (чем дальше – тем больше он походил на своего свергнутого предшественника, которого сам же обвинял в злоупотреблении властью). А теперь все предлагается начать заново.
Руководство Киргизии (уже бывшее), разумеется, проиграло. Из всех вариантов борьбы с беспорядками власти выбрали, похоже, наименее удачный. Результатом стало бессмысленное кровопролитие и большое количество человеческих жертв.
Но и вчерашнюю оппозицию, оказавшуюся у власти, вряд ли можно назвать победительницей. Она не победила своих оппонентов посредством выборов или уличных акций протеста. Победу ей во многом обеспечили те, кто избивал милиционеров, громил административные здания и занимался грабежами. Пять лет назад такие люди внесли свой вклад в смену власти в стране. Теперь оппозиционеры могли бы, наверное, обойтись без их помощи, могли бы не превращать дату новой революции в "день мародера". Могли бы, но не обошлись.
Именно мародерам досталась победа. На какое-то время они вновь оказались в стране бесплатных телевизоров и компьютеров, продуктов питания и ковров, мебели и оргтехники. Но дело не только в этом. Мародеры доказали, что столь значимое событие, как смена власти в Киргизии, не обходится без их участия. Такой вот итог пятилетнего правления демократов и революционеров.
По сценарию
Мятеж 6-7 апреля во многом проходил по сценарию пятилетней давности. Оппозиция устраивала митинги у районных и областных администраций. Затем, собрав достаточное число сторонников, захватывала здание и объявляла о создании "альтернативных органов власти". Таким образом были захвачены здания, в которых располагались администрации Нарынской и Иссык-Кульской областей, а также органы власти нескольких районов (в Джалалабадской, Иссык-Кульской и Чуйской областях).
Мятежникам при этом даже не приходилось применять силу (по другому сценарию ситуация развивалась в Бишкеке и Таласе, областном центре на севере страны, где и началась "революция"). Сотрудники милиции, охранявшие административные здания, либо не вмешивались в происходящее, либо соглашались перейти на сторону мятежников, либо расходились. Так, в Караколе (административном центре Иссык-Кульской области), как сообщала "Фергана.Ру" 7 апреля, милиционеры "переоделись в гражданскую одежду и заняли нейтральную позицию".
В захваченных зданиях оставались небольшие группы мятежников, а остальных их лидеры отправляли в Бишкек - на помощь тем, кто штурмовал здание правительства и другие объекты.
Власти на происходящее отреагировали довольно странно. Они постоянно твердили, что контролируют ситуацию и обещали жестко пресечь антиправительственные выступления. И что-то в этом направлении делалось: к местам беспорядков перебрасывались бойцы спецназа и военнослужащие, кое-где мятежники встречали серьезное сопротивление.
Однако возникало впечатление, что руководство страны так и не определилось, как ответить мятежникам. Власти могли бы, к примеру, просто сдать им страну и обойтись без силового сценария (как это произошло в Киргизии в 2005 году). Или жестоко подавить бунт (так, как узбекские власти поступили с жителями Андижана в том же 2005 году). Или отдать протестующим "на растерзание" пару административных зданий, подождать, пока те выпустят пар (а заодно показать общественности неприглядную сторону "народного протеста"), а затем уже приступить к "зачистке" (примерно так, как поступили власти Молдавии весной прошлого года).
Бойня
Но власти, вроде бы приготовившись к силовому варианту, реализовали его бездарно. В Талас, к примеру, 6 апреля для помощи местной милиции и наведения порядка послали спецназ. Операция провалилась. Участники беспорядков, вооруженные камнями и "коктейлями Молотова", отбили у спецназовцев здание областной администрации, а вскоре захватили и мэрию. Пострадали более 80 сотрудников силовых структур.
На следующее утро известия о том, что мятежники избивают милиционеров и отбирают у них оружие, стали поступать из Бишкека. Среди тех, кто штурмовал здание правительства, некоторые были вооружены захваченными автоматами (в течение дня число вооруженных таким образом мятежников росло). Возможно, сотрудникам силовых структур запретили применять оружие, чтобы не провоцировать толпу. На деле получилось, что этим оружием они обеспечили мятежников.
Наиболее серьезный отпор "революционеры" встретили у дома правительства в Бишкеке. Бойцы силовых структур, охранявшие здание, применили против нападавших слезоточивый газ и шумовые гранаты, а затем открыли по толпе огонь (в мятежников также стреляли снайперы, засевшие на крыше). Правда, нападавших, которые к тому моменту сами обзавелись автоматами, это уже не остановило. Результатом стала бойня, в которой погибли десятки людей (по официальным данным, общее число погибших в ходе беспорядков составило более 70 человек).
К вечеру 7 апреля Белый дом в Бишкеке был наконец захвачен. "Все разгромлено. Толпа пьет там водку", - написала в своем блоге журналистка Елена Скочило. Агентство REGNUM сообщало, что одного из снайперов, ранее защищавшего здание, толпа обнаружила и забила на месте.
К тому времени мятежники уже захватили здания парламента и Государственного комитета национальной безопасности, а также подожгли здание Генеральной прокуратуры. Правительство Киргизии подало в отставку (это произошло уже после того, как стало известно, что Курманбек Бакиев покинул столицу). Лидеры оппозиции объявили, что берут власть в свои руки и создают "правительство народного доверия". На сторону нового руководства, по утверждению оппозиции, перешли милиция, пограничная служба и армия.
Мародеры
Грабежи начались в первый же день "революции". В Таласе в захваченном мятежниками здании областной администрации, как сообщала "Фергана.Ру", не осталось ни одной единицы оргтехники, все сейфы, находившиеся в здании, были вскрыты. Были разграблены и офисы фирм, расположенные на первом этаже.
В ночь на 7 апреля милиция, патрулировавшая улицы областного центра, задержала шестерых мародеров. У них были изъяты ковры, компьютеры и мобильные телефоны. И это было только начало. На следующий день мятежники взяли штурмом здание областного УВД и захватили хранившееся там оружие. "Толпа уже неуправляема, - рассказывал корреспондент "Ферганы.Ру". - Много пьяных. Подростки ходят по улицам с оружием".
Жители Бишкека, наученные опытом прошлой "революции", готовились к грабежам заранее. Уже с утра 7 апреля предприниматели стали закрывать магазины, вывозить из них товар. Были закрыты обменные пункты и интернет-кафе. Горожане шли в те магазины, которые еще работали, чтобы запастись продуктами и другими необходимыми вещами. "Мы это уже проходили, - цитирует REGNUM одну из покупательниц. - Если ночью повторятся мародерские набеги на магазины, то купить ничего не удастся в течение нескольких дней".
Мародеры не стали даже дожидаться темноты. Еще до наступления вечера в столице были ограблены несколько торговых центров и магазинов сети "Народный". В Бишкек, по информации REGNUM, стали стягиваться жители ближайших городов и сел, чтобы принять участие в грабежах. "В основном, - отмечало агентство, - это агрессивная молодежь, которая не скрывает своих намерений пограбить столичные магазины грядущей ночью".
Не упустили "революционеры" и возможности поживиться в захваченных зданиях правительства и парламента. В парламент вечером 7 апреля ворвались несколько сотен человек (депутатов в здании в тот момент не было). Некоторая пикантность ситуации заключалась в том что в толпе оказался бывший спикер парламента, один из лидеров оппозиции Омурбек Текебаев. Добычей мятежников стали телевизоры и оргтехника. Следует, впрочем, отметить, что некоторые, более сознательные, участники беспорядков пытались пресечь грабежи. Как описало ситуацию агентство "Кабар", "митингующие разделились на два лагеря: одни не прочь заняться мародерством, а другие призывают к порядку".
От представителей оппозиции, которые, выступая по ТВ, призывали мятежников прекратить мародерство и "быть культурными", толку было мало. Ночью грабежи в столице приняли массовый характер. К утру были разграблены большинство магазинов, расположенных в центре города. От мародеров, как сообщалось, пострадали торговые центры "Караван", "Военторг" и "Vefa", супермаркеты сетей "7 дней" и "Народный". Некоторые из магазинов были сожжены.
Толпа разграбила и сожгла дом, принадлежавший семье Курманбека Бакиева. Оттуда выносили все подряд: одежду, ковры, бытовую технику, постельное белье и посуду. Мародеры вломились даже в национальный музей изобразительных искусств, похитив картины русских и советских художников (включая полотна Врубеля и Левитана). Директор музея рассказал, что, пытаясь остановить грабежи, обратился за помощью к лидерам оппозиции. Никакой помощи, по его словам, он не получил.
В отсутствие сотрудников милиции, которых мятежники прогнали с улиц, хозяевам и сотрудникам магазинов пришлось самим защищать свое имущество. Для борьбы с мародерами они организовали народные дружины (в ночных дежурствах также приняли участие ветераны-афганцы). Некоторые магазины в результате удалось защитить от грабежей.
Размер ущерба, который столице нанесли мародеры, пока неизвестен. Зато новая власть порадовала жителей столицы известием о том, что члены временного правительства, оказывается, "всю ночь работали" над тем, чтобы навести порядок в Бишкеке. Результаты этой работы, мягко говоря, не впечатляют. А временный министр внутренних дел уже заявляет, что МВД "контролирует ситуацию в стране". Прежняя власть, напомним, совсем недавно утверждала ровно то же самое.
P.S.
Свергнутый президент Киргизии Курманбек Бакиев, по неофициальной информации, готовится объявить об отставке. А мятежники, собравшиеся в центре Бишкека, между тем не собираются расходиться. В середине дня они зачем-то попытались повторно взять штурмом парламент (хотя он уже был распущен новой властью и разграблен ее сторонниками). "В Бишкеке внешне вроде бы спокойно, идет такое тихое разграбление Белого дома, - передает корреспондент "Комсомольской правды". - Мародеры просачиваются с заднего хода и выносят буквально все. Мне предложили купить какой-то телевизор...".